ФАРБЕР


ФАРБЕР
        (Farber) Марвин (р. 14.12.1901, Буффало), амер. философ. Ученик Гуссерля. Один из основателей и президент Междунар. феноменологич. общества (с 1940), редактор журн. «Philosophy and Pheaomenological Research». В труде «Основания феноменологии» («The foundation of phenomenology», 1943) Ф. проанализировал эволюцию воззрений Гуссерля, вскрыл внутр. противоречия феноменологич. учения, показал несостоятельность его идеалистич. основоположений и выводов. В дальнейшем переходит на позиции «натуралистич.» (или «материалистич.») феноменологии, отстаивает ма-териалистич. положения, сближается с диалектич. материализмом. Ф. подверг острой критике феноменологов — приверженцев трансцендентального идеализма и экзистенциалистские истолкования учения Гуссерля. Отвергая эйдетическую редукцию как осн. метод философствования, Ф. допускает феноменологич. редукцию лишь как вспомогат. средство абстрагирования в пределах диалектич. методологии. Ф. высоко оценивает осн. положения историч. материализма.
        Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology, N. Y., 1966; Phenomenology and existence, N. Y., 1967; Basic issues of philosophy, N. Y., 1968; в рус. пер.— Субъективизм и проблема объективного мира, «ФН», 1974, № 6.
        Быховский Б. Э., На верном пути. [Рец.], «ВФ», 1961, № 12; его же, Рец. на кн.: Фарбер М., Феноменология и существование, «Новые книги за рубежом», 1968, № 3; его же, Рец. на кн.: Фарбер М., Осн. проблемы философии, там же, 1969, № 2; его же, Рец. на кн.: Фарбер М., Цели феноменологии, «ВФ», 1969, № 2.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ФАРБЕР
(Farber), Марвин (р. 14 дек. 1901) – амер. философ-феноменолог с тенденцией к материализму. Ученик Гуссерля. Проф. ун-та в Буффало (с 1930), заслуженный профессор (с 1954), президент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), гл. редактор журн. "Philosophy and Phenomenological Research". Начав свою филос. деятельность как компилятор Гуссерля, Ф. к 40-м гг. переходит на позиции т.н. натурализма (близкого к материализму), рассматривая феноменологию с ее редукцией лишь как вспомогат. метод, необходимый для предварит. анализа понятий, категориальных структур. Ф. подвергает критике идеалистич. т. зр. Гуссерля; признает объективную реальность и материальное единство мира, первичность природы по отношению к сознанию. Он приближается к историческому материализму, выдвигая обществ. отношения в качестве фактора, определяющего обществ. сознание и трактуя, в частности, философию как концентрированное выражение доминирующих социальных интересов. Близость Ф. к марксизму выражена и в его интересе к проблемам труда и капитала, империализма и войны.
Соч.: The foundation of phenomenology, Camb. (Mass.), 1943; Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology. The motives, methods and impact of Husserl's thought, N. Y., 1966; Phenomenology and existence: toward a philosophy within nature, N. Y., 1967; Basic issues, of philosophy: experience, reality and human values, N. Y., 1968.
Лит.: Быховский Б. Э., Распредмечивание философии, "ВФ", 1956, No 2; его же, На верном пути, там же, 1961, No 12.
Т. Лапина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ФАРБЕР
    ФАРБЕР (Farber) Марвин (14 декабря 1901, Буффало1980) — американский философ, ученик Гуссерля. Работал и преподавал в Буффало (США). В 1939 стал одним из основателей “Международного феноменологического общества” и журнала “Философия и феноменологическое исследование”. Выражал несогласие с феноменологией (см. Феноменология) Э. Гуссерля, в частности с трактовкой проблемы существования мира. существование мира, как полагал Фарбер, не есть реальная проблема, но факт, лежащий в основе философского мышления в целом. Поскольку проблематичным может стать не мир как целое, но та или иная его часть, внимание Фарбера обращается к проблеме методологии, исследуется возможность занятия той или иной конкретной позиции и использования конкретных методов исследования (эмпири^^^^^^^К^тайТО.^Ш^Ойитач&^ото^ате^яата лософского исследования. Это и не позволило Гуссерлю решить проблему жизненного мира. Между тем для философии должен быть характерен “методологический плюрализм”. Вывод Фарбера. чистая феноменология не есть “полная” философия, она занимается исследованием искусственно выбранного типа опыта. Необходима более широко понятая — материалистическая — феноменология, обращенная к исследованию социального мира.
    Соч.: Philosophical Essays in Memory of E. Husserl. Cambr (Mass ), 1940, The Foundation of Phenomenology. Cambr. (Mass ), 1943, The Aims of Phenomenology N. Y., 1968; Субъективизм и проблема объективного мира (Памяти Романа Ингардена).— “Философские науки”, 1974, № 6.
    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1060
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ПРАВЕ ВОЙНЫ И МИРА”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ГОЛОС И ФЕНОМЕН: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ЗНАКОВ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Единство физической картины мира
  • История как проблема логики
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • красота как методологический принцип познания
  • Лотос, Владыка его
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Плюрализм как модель познания
  • проблемы мира и войны
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Социопсихологические детерминанты войны и мира (sociopsychological determinants of war and peace)
  • ТЕОРИЯ ИНТУИЦИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь