МАКОВЕЛЬСКИЙ


МАКОВЕЛЬСКИЙ
        Александр Осипович [10 (22).7.1884, Гродно, — 16.12.1969, Баку], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончил Казанский университет (1907). С 1912 доцент, с 1918 проф. Казанского университета, в 1920—60 проф. университета и др. уч. заведений в Баку. В 1945—50 директор, с 1950 старший науч. сотрудник Ин-та философии и права АН Азерб. ССР. Осн. труды по истории антич. философии, а также по истории философии народов Бл. Востока, диалектич. материализму, логике и психологии. В переводе М. и с его комментариями изданы многочисл. труды др.греч. философов.
        Введение в философию, ч. [1]—2, Каз., 1912—16; Мораль Эпик-тета, Каз., 1912; Понятие о душе в Др. Греции, Варшава, 1913; Психологиявюрцбургскойшколы, Варшава, 1913; Досократики, ч. 1—3, Каз., 1914—19; Досократовская философия, ч. 1—Обзор источников, Каз., 1918; Софисты, в. 1—2, Баку, 1940—41; Др.-греч. атомисты, Баку, 1948; Авеста, Баку, 1960; Категория причинности и законы природы и общества, М., 1961.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


МАКОВЕЛЬСКИЙ
Александр Осипович [р. 10(22) июля 1884 ] – сов. философ, академик АН Азерб. ССР (с 1949), член.-корр. АН СССР (с 1946). Окончил Казанский ун-т (1907). С 1912 – доцент, с 1918 – проф. Казанского ун-та. В 1920–60 – проф. ун-та и др. уч. заведений в Баку. В 1945–50 – директор Ин-та, философии и права АН Азерб. ССР, с 1950 – ст. науч. сотрудник АН Азерб. ССР. М. – один из крупнейших сов. специалистов по истории античной философии. В его переводе и с его комментариями изданы многочисл. труды др.-греч. философов. М. ведет также научно-исследоват. работу в области истории философии народов Ближнего Востока (в частности, азерб. философии), а также по диалектич. материализму, логике и психологии. Участвовал в коллективных трудах: "История философии", т. 1 (1957), "Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР", т. 1 (1955), "Краткий очерк истории философии" (1960).
Соч.: Введение в философию, ч. [1 ]–2, Каз., 1912–16; Мораль Эпиктета, Каз., 1912; Понятие о душе в Древней Греции. "??????", Варшава, 1913; Психология вюрцбургской школы, Варшава, 1913; Досократики, ч. 1–3, Каз., 1914–19; Досократовская философия.ч. 1, Обзор источников, Каз., 1918; Эпикур, в сб.: История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Софисты, вып. 1–2, Баку, 1940–41; Демокрит в веках истории, "Изв. Азерб. филиала АН СССР", 1941, No 3; Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Передовая политич. мысль народов России в XIX в. и влияние на нее рус. революционных демократов, в сб.: Уч. зап. Азерб. ун-та, Баку, No 1, 1955; Элм ганунларынын объектив характери, Баку, 1955; И вопросу о мировоззрении Мирза Шафи, в сб.: Тр. ин-та истории и философии, т. 7, Баку, 1955; Атомистика на Ближнем Востоке, "Вопр. философии", 1957, No 3; Экономич. быт и социальная структура общества в Авесте (Тезисы докладов на 1-м Всесоюзном съезде востоковедов), Таш., 1957; Бенедикт Спиноза и его роль в истории психологии, "Вопр. психологии", 1958, No 5; К вопросу об атеизме Лукреция, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т. ] 3, М.–Л., 1959; Авеста, Баку, 1960; Категория причинности и законы природы и общества, М.,1961; О филос. трактате ?. ?. Ахундова и об этапах развития его мировоззрения, "Философские науки" (Науч. докл. высшей школы), 1962, No 9; О материализме ?. ?. Ахундова, "Изв. АН Азерб. ССР. Серия обществ. наук", 1962, No 10; Психика и сознание, в сб.: Материалы III Закавказской конференции психологов, Баку, 1962.
Лит.: Шакир-заде А. С. и Ахмедов Э. М., Научно-пед. и обществ. деятельность проф. А. О. М., "Изв. АН Азерб. ССР", 1954, No 10; О научной деятельности и научных трудах А. О. М., "Тр. Азерб. Гос. ун-та им. С. М. Кирова. Сер. логики и психол.", 1954, вып. 4.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


МАКОВЕЛЬСКИЙ
    МАКОВЕЛЬСКИЙ Александр Осипович (10/22 июля 1884, Гродно — 16 декабря 1969, Баку) — философ, член-корреспондент АН СССР (с 1946). Окончил историко-филологический факультет Казанского университета, был оставлен на кафедре философии, с 1912 — доцент, с 1918 — профессор. Сформировался в крупнейшего специалиста в области истории античной философии, истории философии народов Ближнего Востока, логики и психологии. В 1920 уехал в Баку, где в 1921 защитил докторскую диссертацию “Досократовская философия: Историко-критический обзор источников”. До 1960 — профессор Бакинского университета, а в 1945—50 — директор Института философии и права АН Азербайджанской ССР. Выдающихся успехов достиг в области комментированных переводов и издания “Фрагментов досократиков” Дильса. Важное место в его философском творчестве заняла “История логики”, которая по существу была историко-философским исследованием, охватывающим не только логическую проблематику, но и онтолого-гносеологические воззрения западноевропейских мыслителей от античности до 19 в. Соч.: Введение в философию. Казань, ч. 1—2, 1912—1916; Мораль Эпиктета. Казань, 1912; Понятие одуше вДревней Греции. Варшава, 1913; Досократики. Казань, ч. 1—3, 1914—1919; Досократовская философия: Обзор источников. Казань, ч. I, 1918; Софисты. Баку, вып. 1—2, 1940—1941; Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; Авеста. Баку, I960; История логики. М., 1967.
    А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 831
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Законы и объяснения в истории
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • философия истории
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь