ДИЭРЕЗА


ДИЭРЕЗА
        (от греч. — отдаление, разделение, расчленение, различение), один из технич. методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отд. виды один от другого («Софист» 253 d—е), выделять вид и давать ему определение путём дихотомического расчленения рода («Политик» 262 b—е); противоположен методу возведения к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей («Федр» 205 d—е). Наиболее яркие образцы использования Д. у Платона — в диалогах «Софист» и «Политик». Напр., софистич. искусство определяется так: творческое искусство — божественное и человеческое — создающее вещи и их отображения — реальные и призрачные — посредством орудий и подражания — умелого и мнимого — наивного и притворного — перед толпой (ораторское искусство) и отд. человеком (софистика). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отд. человеком» («Софист» 267 а — 268 с). Аристотель считал, что Д. полезна только для определения существа (??) данной вещи, которое невозможно без знания всех существ. свойств вещи, взятых в определ. последовательности («Вторая Аналитика» 96b—97b). Метод Д. вошёл в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе диэре-тич. метода (см. Дихотомическое деление), В этике термин «Д.» применял Эпиктет.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ДИЭРЕЗА
    ДИЭРЕЗА (от греч. ?????????— отделение, разделение, расчленение, различение)—один из технических методов платоновской диалектики, позволяющий отличать отдельные виды один от другого (“Софист” 253 d—e), выделять вид и давать ему определение путем дихотомического членения рода (“Политик” 262 b—e); противоположен методу возведения (????????) к единой идее разрозненного во множестве единичных вещей (“Федр” 265 d—e). Наиболее яркие образцы использования диэрезы у Платона—в диалогах “Софист” и “Политик”. Напр., софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое—на создающее вещи и их отображения, отображения — на реальные и призрачные, призрачные—на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание—на умелое и мнимое, мнимое—на наивное и притворное, притворное—перед толпой (ораторское искусство) и отдельным человеком (софистическое искусство).
    Отсюда определение софистики: “творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком” (“Софист” 267 а—268с). Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа (??) данной вещи, которое невозможно дать без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности (“Вторая Аналитика” 96 b — 97 b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в среднем платонизме (Альбин) и неоплатонизме (“Анонимные пролегомены к платоновской философии”). Знаменитое “древо” Порфирия построено на основе метода диэрезы (см.. Дихотомия). В этике термин “диэреза” применял Эпикгет. Лит.: Fragstein A. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Arnst., 1967.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    диэрез


Просмотров: 617
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “Слова и вещи”
  • “СОФИСТ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ»
  • «СОФИСТ»
  • БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ
  • восприятие человека человеком
  • Восприятие Человека Человеком
  • ДИЭРЕЗА
  • закон - искусство - власть/насилие
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ
  • Искусство
  • ИСКУССТВО
  • искусство сценическое
  • Как делать вещи при помощи слов
  • ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО
  • ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИИ
  • Поэтическое искусство
  • принципы - дела/вещи
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСРЕДСТВОМ УБЕЖДЕНИЯ ДЕЖЕРИНА
  • РУЧНОЙ ОРАКУЛ И ИСКУССТВО МИРОВОЙ МУДРОСТИ
  • Слова и вещи
  • СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • СОФИСТ
  • СОФИСТ
  • Страх перед разлукой
  • ТЕОРИИ ПОДРАЖАНИЯ
  • Человеческое познание: его сфера и границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь