ДИКЕАРХ


ДИКЕАРХ
         из Мессены (2-япол. 4 в. до н. э.), др.-греч, философ, представитель перипатетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристок-сена. Соч. Д. (гл. обр. историч., историкокультурного, биография., историко-лит., географич. и этико-антропо-логич. характера), оказавшие влияние н-а мн. позднейших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верли (F. Wehrli, Die Schule des Aristoteles, Heft I: Dikaiarchos, 19672). Своей «Жизнью Эллады» (фр. 47—66) Д. дал одну из первых историй культуры: смена трёх ступеней хозяйства — собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золотому веку Гесиода); происхождение социальнопо-литич. институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Д. связан с перенесением ценностного примата на практич. (активную) жизнь (, vita activa) — в сознат. противопоставлении идеалу теоретич. (созерцательной) жизни (, vita contemplativa) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге «О душе» (в 6кн.) доказывалась смертность души (псю-хе), понимаемой как «гармония» 4 элементов (фр. 9— 12), что не мешало Д. признавать профетич. способности души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости («О гадании»). «Жизнеописания» Д. важны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33—37).
        W е h r l i F.], Dikaiarchos, в кн.: RE, SuppJ. XI, 1968, col. 526 sq.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ДИКЕАРХ
    ДИКЕАРХ (??????????) из Мессены (2-я пол. 4 в. до н. э.)—греческий философ, представитель Перипатетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристоксена. Сочинения Дикеарха (гл. о. исторического, историко-культурного, биографического, историко-яитературного, географического и этико-антропологического характера), оказавшие влияние на многих позднейших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верди. Своей “Жизнью Эллады” (фр. 47—66) Дикеарх дал одну из первых историй культуры: смена трех ступеней хозяйства—собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золотому веку Гесиода); происхождение социально-политических институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Дикеарха связан с перенесением ценностного примата на практическую (активную) жизнь (???? ?????????) — в сознательном противопоставлении идеалу теоретической (созерцательной) жизни (???? ??????????) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге “Q душе” (в 6 кн.) доказывалась смертность души (псюхе), понимаемой как “гармония” четырех элементов (фр. 9—12), что не мешало Дикеарху признавать профетические способности души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости (“О гадании”). “Жизнеописания” Дикеарха важны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33-37).
    Фрагм.: Hehrli F. (hrsg.). Die Schule des Aristoteles, Heft I. Basel—Stuttg., 1967.
    Лит.: ffihrli F. Dikaiarchos, RE, Suppl. XI, 1968, col. 526sq.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1080
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • “ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ”
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • ВЛИЯНИЕ
  • влияние
  • ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)
  • ДИКЕАРХ
  • ДИКЕАРХ ИЗ МЕССЕНЫ
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • души небесные и земные
  • ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
  • знание-как и знание-что
  • иллюзия Аристотеля
  • Иллюзия Аристотеля
  • Иосиф Флавий
  • КОСМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
  • Метафизика Души В Русской Психологии На
  • О всеобщей спекулятивной философии
  • ОДИССЕЙ 24 ДУШИ ЖЕНИХОВ В ЦАРСТВЕ АИДА
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ПАМЯТЬ ДУШИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь