СИДОНСКИЙ


СИДОНСКИЙ
СИДОНСКИЙ Федор Федорович (род. 1805 – ум. 1873) – рус. философ, представитель теизма; профессор С.-Петербургской духовной академии, почетный доктор философии С.-Петербургского унта (с 1864). В определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных философией задач, выделив три осн. философские проблемы: бытие действительности, образование познаний и законы деятельности. Объединение этих проблем происходит у Сидонского в русле мировоззрения Канта: философия есть «учебное решение вопроса о жизни Вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и доведенное до определения законов, по каким должна направляться человеческая деятельность». В то же время главной задачей философии, по Сидонскому, остается объяснение природы как известной совокупности явлений из действующих в ней сил и из разлитой в ней жизни. В отличие от всякого др. знания характерными чертами философии для Сидонского служат ее «выспренность» (трансцендентальность) и «самостоятельность» (автономность). Самостоятельность предполагает независимость от авторитета, а трансцендентальность – «отрешенность от предметного». Это приводит к тому, что философия образует такое понятие об «образе бытия всего сущего», которое не довольствуется тем, что дает видеть опыт, а проникает во внутреннюю жизнь всего бытного и открывает «те представления, которые разрешают загадку всякого бытия или проливают свет на природу и законы наших познаний и действий». Органом философского познания служит разум, стремящийся к выспренности и требующий самостоятельности. Деятельность рассудка сводится к тому, что он разлагает понятия, сопоставляет и находит между ними разницу и сходства. В то время как чувство живет конкретным, «рассудок все дробит; ему нелегко перейти от самого есть к нет, от действия к причине: ибо понятия сил суть понятия соподчиненные». Поэтому философия, пока она не освободится от обольстительной основательности действий рассудка, не может подняться до мысли, что она есть истина, не зависящая от подчинения одной мысли другою. Главный вопрос для решения у Сидонского – вопрос об отношении философии и религии. Он допускает, что философские изыскания и истины веры – две отличные, хотя и не отдельные области. Философия должна служить людям верующим. Разум и Откровение не могут прийти в противоречие, раз оба они – от Бога. Разум должен поэтому содержать в себе по крайней мере предчувствие того, что сообщает Откровение. Развивая идею о философском методе, Сидонский не удовлетворяется ни «выводным методом Фихте», ни диалектическим Гегеля, ни «построительным» Шеллинга, ни «привносительным» Гербарта. Более сочувственно он относится к методу критическому. Однако поскольку последний требует систематической проверки наших понятий и суждений, Сидонский понимает эту работу как работу психологического анализа и, следовательно, те основания, к которым критика должна сводить эти понятия, не могут быть понятиями эмпирии, опыта. Сообразно этому он в дополнение к обычным методам – аналитическому и синтетическому – предлагает еще метод «сличительный», или сопоставительный. При таком методе доказательства и метод исследования понимается психологически, когда берется за исходный пункт исследование данных опыта. Философия «может принять точкой обзора абсолютное в опыте – наше Я, в котором сосредоточиваются ощущения происходящего вне и внутри». От опыта, т. о., исходит философское мышление, которое поднимается до Разума и еще раз, по требованию метода, нисходит к опыту для проверки устанавливаемых этим мышлением положений. Осн. произв. – «Введение в науку философии» (1833), отмеченное Демидовской премией. Кроме того, им написано изданное после его смерти «Генетическое введение в богословие» (1877).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


СИДОНСКИЙ
Федор Федорович (11 февр. 1805 – 6 дек. 1873) – рус. философ-идеалист, представитель неортодокс. православия. Преподаватель (1831–35) СПБ дух. академии. С 1835 вел курс богословия в СПБ ун-те; с 1864 – д-р философии. До 1862 находился в опале у руководства церкви. В условиях кризиса крепостнич. идеологии С. защищал "уместность филос. исследования", но "при всем владычестве веры" ["Введение в науку философии" (СПБ, 1833)]. В своей "философии религии" С. проповедовал "согласие" философии и религии, науки и веры "в самых развитых умах", требовал места для религии "в творческой области познавательных стремлений человека".
Соч.: Об отношении идеального к действительному и обратно, "Сын отечества и Северный архив", 1832, т. 26, No 11, 12; Предубеждения, "Библ. для чтения", 1834, т. 7, отд. 6; [Рец. на кн.] Нем. психология в текущем столетии. Историч. и критич. исследование, с предварительным очерком успехов психологии со времен Бекона и Локка, М. Троицкого, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1867, ч. 134, июнь; Генетич. введение в православное богословие, "Христианское чтение", 1877, ч. 1.
Лит.: Рождественский Н., По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций ?. С., "Христианское чтение", 1876, ч. 3; И. В., Протоиерей Ф. Ф. С. и его филос. взгляды, "Вера и разум", 1906, ч. 1, No 7.
В. Зверев. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


СИДОНСКИЙ
    СИДОНСКИЙ Федор Федорович [11 (23) февраля 1805, с. Архангельское Тверской губ. — 6(18) декабря 1873, Петербург] — русский философ и богослов. Учился в Тверской семинарии, в 1829 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром. В 1835 навсегда удаляется из академии и служит приходским священником; в 1865—73 внештатный преподаватель философии в Санкт-Петербургском университете, в 1873 приглашается на штатную должность на кафедру богословия. “Введение в науку философии” (1833) Сидонского было первым серьезным исследованием философского познания на русском языке. Согласно Сидонскому, философия прошла три основных исторических этапа: изучение мира, блага и познавательного процесса. Основное средство философствующего разума — построение гипотетических суждений, основная проблема — способ перехода “философских догадок” в ряд “действительных мыслей”. Исходный пункт философа не идеи и не общие положения разума (в понятиях разума происходит его опредмечивание), но опыт, понимаемый, однако, не в духе обычного эмпиризма, ав контексте существования “абсолютного в опыте — нашего Я”. Метод философии складывается из анализа, синтеза и “метатетики” — постоянного сличения устанавливаемых разумом сверхэмпирических истин с действительностью. Между философствующим разумом и верой нет конфликта или противоречия: источник их един, и принятие истин Откровения сокращает путь рационального познания, который без того был бы значительно длиннее.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1505
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ"
  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Дух позитивной философии
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СИДОНСКИЙ Федор Федорович
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь