ЛАСК


ЛАСК
(Lask)
Эмиль (род. 25 сент. 1875, Водовице, Краковское воеводство – ум. (погиб) 26 мая 1915) – нем. философ; с 1910 профессор в Гейдельберге, ученик Винделъбанда. Стремился дать новое обоснование метафизики с помощью своего учения о категориях категорий. Учение об объективном идеальном бытии связывал с теорией ценностей. Осн. произв.: «Die Logik der Philosophie und der Kategorienlehre», 1911; «Die Lehre vom Urteil», 1912; «Gesammelte Schriften», 1923-1924.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЛАСК
(Lask), Эмиль (25 сент. 1875 – 26 мая 1915) – нем. философ-идеалист; проф. Гейдельбергского ун-та. Сочетал неокантианство в духе Риккерта с феноменологией Гуссерля. Отбрасывая, как и все неокантианцы, "вещь в себе", отказываясь также от трансцендентальной эстетики Канта, Л., с др. стороны, пытался сохранить понятие объективного, независимого от мышления идеального бытия, якобы образующего внутреннее лишь интуитивно постигаемое содержание сознания. Т.о., идеальное бытие, понимаемое Л. в духе платонизма, есть трансцендентная логич. структура сознания, якобы составляющая основу не только априорных логич. форм, но и веществ. мира, природы. Одним из гл. понятий философии Л. является понятие формы, истолковываемой в духе Аристотеля, т.е. как идеальная сущность. Однако, в отличие от Аристотеля, Л. рассматривает в качестве осн. форм идеального бытия категории, среди к-рых выделяются первичные формы, нечто вроде субстанции идеального бытия. Субъект, человек понимается как "переживающая реальность".
Л., так же как и Гуссерль, настаивает на существовании независимой от субъекта истины (а также "смысла" и "значения"), понимая ее как некое трансцендентное логич. бытие, имеющее свое местопребывание в сознании и постигаемое исключительно интуитивным путем. Интуиция рассматривается как предшествующий мышлению (и науке) акт познания бытия, проникающий сквозь сферу переживаний в то, что якобы определяет их структуру и интенциональность (направленность). Учение об идеальном бытии Л. связывает с теорией ценности, к-рую, взяв у неокантианцев, он истолковывает в духе феноменологии Гуссерля. Л. признает существование, с одной стороны, личных, субъективных ценностей (к к-рым он относит все "практические" ценности), а с др. стороны, – транссубъективных ценностей, существующих в сфере идеального бытия и постигаемых интуитивно. Именно эти транссубъективные ценности и придают человеч. жизни, переживаниям ценностный характер. К таким транссубъективным ценностям Л. относит прежде всего религию, а затем также и эстетическое. В конечном счете все существующее в сфере идеального бытия, поскольку оно имеет интенциональный характер, оказывается сводимым к понятию ценности. Поэтому Л. определяет философию как учение о ценностях.
Претензия Л. на строгое обоснование принципов науки, на создание науч. мировоззрения опровергается его крайне упрощенным и в конечном счете антинауч. пониманием естествознания и практич. деятельности, к-рые рассматриваются как наиболее удаленные от идеального бытия.
Соч.: Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre, Tubingen, 1911, Die Lehre vom Urteil, Tubingen, 1912, Gesammelte Schriften, Bd 1–3, Tubingen, 1923–24
Лит.: Pick G., Die Ubergegensatzlichkeit der Werte. Gedanken uber das religiose Moment in ?. L. logischen Schriften vom Standpunkt des transzendentalen Idealismus, Tubingen, 1921, Herrigel E., E. L. Wertsystem, "Logos", 1923–24, Bd 12.
Т. Ойзерман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛАСК
    ЛАСК (Lask) Эмиль (25 сентября 1875, Вадовице, Австрия — 26 мая 1915, Галиция) — немецкий философ, представитель неокантианства. Во Фрайбурге изучал юриспруденцию и у Рчккерта философию. В 1902 защищает диссертацию “Идеализм Фихте и история”. В Гейдельберге габилитируется под руководством Виндельбанда (“Гегель и мировоззрение Просвещения”). Профессор в Гейдельберге, преемник К. Фишера. Развивает “логику философии”, которая должна стать основой научного мировоззрения. Ключевая идея Ласка, являющаяся его новацией в неокантианстве, — теория об изначальном отношении (Urverhaltais) между материей и категориальной формой; эта идея сущностной “иррациональности” материи, данной мышлению, близка философии жизни. Свою концепцию взаимоотношения формы и материи Ласк строил, основываясь на теории “категориального созерцания” из 2-го т. “Логических исследований” Туссерля. Чисто логическая дедукция категорий в духе Канта невозможна: начало категорий находится в а-логическом. Категории Аристотеля не составляют, по Ласку, всей тотальности категорий, но образуют только особый их класс — класс реальных категорий. Чтобы стать объектами знания, категории должны иметь некие метакатегории, но такие “категории категорий” (“формы форм”) требуют некоего до-теоретического момента, предшествующего категориальному познанию мира. В этот до-теоретический момент изначальные формы предстают в качестве просто данных, становятся достоянием непосредственного опыта, переживаются, прежде чем оказываются познанными. Формы нуждаются в наполнении (erfullungsbedurftig), если они не могут быть отделены от своего материала, “нуждаются” в нем, то сущность формы можно определить как “указывание-на-” (Hinweisen), “бытие-значимым-для-” (Hingelten) — для своей материи. Т. о., категории являются не чем иным, как отношением, “направленностью-на-” (Ласк предлагает здесь оригинальную интерпретацию проблемы интенufioHci.wiocnm). В этом смысле область первичных форм (категорий пли логического) есть совокупность направленных отношений, проливающих свет на свое множественное “нечто” (мотивы платонизма и неоплатонизма). Равным образом ценность характеризуется “значимостью-к” (Hingeltungauf): ценность не есть, но “ценноствует” (ср. “значимость не есть, но значит” Риккерта), так что значение (Bedeutung) не есть нечто отдельное от его “исполнения” (Гуссерль), а представляет собой плод единства формы и материи. Поскольку мы “уже” живем во всеохватывающих формах, в категориях, в которых и посредством которых мы знаем вещи, то становится возможным говорить о самой этой “жизни-в-категориях” (ср. “бытие-в-мире” Хайдеггера).
    Соч.: Die Logik der Philosophie und die Kalegorienlehre. Tub., 1911; Die Lehre vom Urteil. Tub., 1912; Gesammelte Schriften, Bd. 1-3. Tub., 1923-24.
    И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 531
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СЕМАНТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ТЕОРИЯ
  • СОЗЕРЦАНИЯ ФОРМЫ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • формы жизни
  • Формы Жизни
  • формы жизни (lebensformen)
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Элементарные формы религиозной жизни
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь