ВЕЙГЕЛЬ


ВЕЙГЕЛЬ
I
(Weigel)
Валентин (род. 1533, Наундорф, близ Гроссенхайна, Саксония – ум. 10 июня 1588, Цшоппау, Рудные горы) – нем. протестант, теософ; пастор (с 1567); один из крупнейших представителей мистических учений, возникших после эпохи реформации, опирался на идеи Парацелъса. Благодаря его соч. Якоб Бёме познакомился с содержанием существовавшей до него мистики. Вейгель рассматривал Бога как непостижимый «объект» человека, а мир – как постижимый. Добро в человеке – от Бога, а зло – от самого же человека, но по своей природе он всегда остается добр, ибо злой может быть только его воля. Почти все произв. Вейгеля увидели свет только спустя долгое время после его смерти (начиная с 1609), т. к. во избежание конфликта с господствующей церковью свое мистико-теософское учение он разрабатывал втайне.

II
(Weigel)
Эргард (род. 16 февр. 1625, Вейда – ум. 21 марта 1699, Йена) – нем. педагог, математик и философ; профессор (с 1653), учитель Лейбница. Независимо от Декарта и Спинозы выступал за применение математического метода в этике и метафизике. Написал «Arithmetische Beschreibung der Moralweisheit» (1674) и др.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ВЕЙГЕЛЬ
    ВЕЙГЕЛЬ (Weigel) Валентин (1533, Наундорф, близ Гроссенхайма, Саксония—Юиюня 1588, Цшоппау, Рудные горы) — немецкий мистик, лютеранский пастор (с 1567). Пытался соединить богословие Лютера, Экхарта и Таулера с пантеизмом Парацельса, согласно которому природа есть живое целое, проникнутое единой мировой душой. Вселенную Вейгель представлял как единство, состоящее из материи и силы; мир и наполняющие его существа обладают материальным и астральным телами. Бог является высшим Единым Совершенным Бытием, источником всего сущего, хотя до сотворения мира он — ничто. Человек—орудие самопознания Бога, условие этого— внутреннее спокойствие: надо дать Богу возможность проявить себя в человеке. В человеке Бог становится познанием, мыслью и волей. Вейгель говорит отрех модусах человеческого познания: чувственном, рациональном и разумном. Модусам “естественного познания” противостоит модус высшего разумного познания (Verstandeserkenntnis), оно-то и есть сверхъестественное, т. е. божественное. Эти представления связаны с учением Парацельса о соответствии между макромиром и микромиром: познать — значит быть познаваемым объектом (подобное познается подобным). Почти все произведения Вейгеля начали издаваться лишь с 1609, т. е. после его смерти, поскольку он стремился избежать открытых столкновений с церковью. Наиболее полное собрание его сочинений хранится в немецких библиотеках (Галле, Берлин), главные работы (в т. ч. труд “Познай самого себя, что человек есть микрокосм”, изданный в 1615)—в Британском музее. Вейгель оказал заметное влияние на немецкую мистику, его последователи (E. Stiefel, E. Neth и др.) даже образовали религиозную секту “вейгелеанцев”, проповедуя пассивное сопротивление господствующей церкви; труды Вейгеля активно изучал Я. Бёме.
    Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von W. E. Peuckert, 1957. Лит.: Каире А. Валентин Вейгель.— В сб.: Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный, 1994; Israel A. M. Valentin Weigels Leben und Schriften. Zschopau, 1888; Slockum Th. C. van. Valentin Weigel, doper en paracelsist. Amst., 1948; Zeller W. Die Schrillen Valentin Weigels. B.. 1940.
    3. Г. Матюшенко, О. В. Суворов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 819
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • бог как источник и гарант познания
  • ВЕЙГЕЛЬ Валентин
  • ВЕЙГЕЛЬ Эрхард
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • красота как методологический принцип познания
  • Лотос, Владыка его
  • МАНИЯ САМОГО СЕБЯ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Плюрализм как модель познания
  • ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  • после этого значит по причине этого
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь