ЮНГ


ЮНГ
(Jung) Карл Густав (1875-1961) — швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии — «аналитической психологии». Один из ближайших учеников и сотрудников З. Фрейда, впоследствии переосмысливший фрейдистскую трактовку либидо и порвавший со своим учителем. Основные работы (в скобках — годы рус. изд.): «Либидо. Его метаморфозы и символы» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблема души в наше время» (1931), «Психология и религия» (1940), «Paracelsica» (1942), «Формы бессознательного» (1950), «Misterium Coniunctionis» T. 1—2 (1955—1956), «Современный миф» (1958).
В своей психиатрической практике Юнг обратил внимание на то, что в сновидениях, в шизофреническом бреде, камлании шаманов, в поэтических и религиозных откровениях часто появляются одни и те же фольклорные и мифологические мотивы, что натолкнуло его на мысль о существовании в психике помимо личного бессознательного более глубокого слоя — коллективного бессознательного, бессознательного прошлых поколений. Коллективное бессознательное — это совокупность архетипов, древних способов переживания человеком окружающего мира, оно не существует наподобие неких врожденных структур нашей психики, оно не поддается осознанию при нормальных условиях, никакая аналитическая техника не поможет «вспомнить» его, поскольку в отличие отличного бессознательного оно никогда не было вытеснено или забыто. Архетипы — это не врожденные представления, а врожденные возможности представления. Архетип — это фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. Это прежде всего мифологическая фигура, итог огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. При этом архетип, в виде символа проявляющийся в сновидениях, фантазии или жизни, всегда несет в себе некоторое особое влияние или силу, благодаря которой его воздействие носит нуминозный, зачаровывающий характер. Подобно тому, как наше тело, полагал Ю., в целом ряде рудиментарных органов хранит пережитки старинных функций и состояний, так и душа, переросшая архаические влечения, хранит в себе признаки пройденного развития и бесконечно повторяет древние мотивы в своих фантазиях и снах.
С помощью архетипов создаются мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы суть компенсация за односторонние или дефектные установки сознания, то сходным образом религиозные мифы можно, согласно Ю., интерпретировать как вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом.
Ю. различает два вида мышления: логическое, словесное, приспособленное к действительности и обслуживающее наши повседневные «дневные» нужды, и фантастически-мифологическое мышление, которое преобладало в древности. Оно существует и сейчас у примитивных народов, у детей, повсеместно проявляется в снах. Логическое мышление — более поздний продукт развития культуры. Эпоха, создавшая мифы, мыслила по-детски. И люди никогда не могли отрешиться от этой эпохи. Если бы удалось одним разом отрезать всю мировую традицию, то вместе со следующим поколением вновь возникли бы вся мифология и все исторически существовавшие религии.
Религия и искусство создавали символы, служившие защитной стеной нашей психики от бессознательного. Молитвы, обряды, ритуалы защищали человека и укрощали его звериную природу. Протестантизм разрушил эту стену, и мощная энергия бессознательного хлынула в сознание, что первоначально привело к экспансии зап. мира, бурному динамическому развитию общества, но постепенно положило начало массовым психозам, весь западный мир оказался в состоянии шизофрении. «Освободившийся» зап. человек не понимает, насколько его рационализм, расстроивший его способность отвечать божественным символам и идеям, отдал его на милость психической преисподней. Он освободил себя от суеверий, но его моральная и духовная традиция распалась, и он расплачивается за этот повсеместный распад дезориентацией и разобщенностью.
Многие современные последователи Ю. считают его пророком, гуру, показывающим европейской цивилизации новые пути развития.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЮНГ
        (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,— 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии — «аналитич. психологии».
        В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907—12 один из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трактовка либидо как психич. энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др.) привёл к разрыву с Фрейдом.
        В работе «Метаморфозы и символы либидо» («Wandlungen und Symbole des Libido», 1912) Ю. исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологич. мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя — коллективного бессознательного, которое, по Ю., есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеч. первообразы — архетипы (напр., образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художеств. творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осознаются через их проекцию на внеш. объекты. Центр. роль среди архетипов Ю. отводил архетипу «самости» (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного — цель процесса становления личности (самореализации, индивидуации). Осн. задача психотерапии — восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю, с метафизич. представлениями о психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.
        Ю, разработал типологию характеров («Психологич. типы», 1921, рус. пер. 1924), в основе которой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал большое влияние на сравнит. изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде, Р. Вильгельм, Г. Циммер; меж-дунар. ежегодник по проблемам культуры «Eranos-Jahr-buch», изд. с 1983 в Цюрихе), а также эстетику и лит.-художеств. критику (X. Рид и др.). В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 — Междунар. общество аналитич. психологии (изд. «Journal of Analytical Psychology», с 1955).
        Gesammelte Werke, Bd l —17, Z.— Sluttg., 1958—76; Post-hume Autobiographie, Z., 19674; и рус. пер.— Психоз и его содержание, СПБ, 1909.
        Аверинцев С. С., «Аналитич. психология» К. Г. Ю. и закономерности творч. фантазии, «Вопр. литры», 1970, № 3; Jасоbi J., Die Psychologie v. C. G. Jung, Z,— Stuttg., 19675; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975; Ford h am F., An introduction to Jung's psychology, Harmondsworth, 19783.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ЮНГ
(Jung)
Карл Густав (род. 26 июля 1875, Базель – ум. 6 июня 1961, Цюрих) швейц. психолог и психиатр; в течение 1910-1913, а затем с 1933 – доцент Цюрихского ун-та, основатель цюрихской ветви психоаналитической школы («аналитическая психология»). Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Юнг признает (наряду с существованием бессознательного в личности) существование бессознательного в коллективе, единое и однообразное, присущее всему человечеству свойство, структурные элементы которого являются «архетипами» и из которого развилась каждая индивидуальная духовность: «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuЯten», 1938). Юнг отличает «маску» (лат. persona), которая есть не нечто действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу о том, чем является личность, от внутренней установки на неясные побуждения, чувства и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется «движением либидо». По Юнгу, существуют четыре осн. формы установки души: мысль, чувство, ощущение и интуиция. От предсексуалъной стадии через стадию пробуждающейся сексуальности (половая зрелость) развитие идет к зрелому возрасту (зрелость); ср. Глубинная психология. Осн. работы: «Wandlungen und Symbole der Libido», 1912; «Die Psychologie der unbewuЯten Prozesse», 1926; «Psychologische Typen», 1921; «Seelenprobleme der Gegenwart», 1931; «Wirklichkeit der Seele», 1934; «Analytische Psychologie und Erziehung», 1936; «Psychologie und Religion», 1940; «Ьber die Psychologie des UnbewuЯten», 1943; «Die Psychologie der Ьbertrдgung», 1946; «Symbolik des Geistes», 1948; «Aion. Untersuchungen zur Symbolgeschichte», 1951; «Antwort auf Hiob», 1952; «Psychologie und Alchemie», 1952; «Versuch einer Darstellung der psychoanalytischen Theorie», 1954; «Welt der Psyche. Eine Auswahe zur Einfьhrung», 1954; «Misterium Coniunctionis» (в соавторстве с M. Л. Францем), 3 Bde., 1955-1957.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ЮНГ
    ЮНГ (Jung) Карл Густав (26 июля 1875, Кесвиль — 6 июня 1961, Кюснахт) — швейцарский психиатр и психолог. Получил медицинское образование в Базеле, с 1900 работал в клинике Бургхельцли (Цюрих) под руководством Э. Блейлера. В 1902 защитил докторскую диссертацию “О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов”. В организованной им психологической лаборатории разработал словесно-ассоциативный тест, который стал источником для множества других проективных тестов. Известность в медицинском мире принесла ему книга “Психология Dementia Praecox” (1907). В 1907 встречается с 3. Фрейдом, становится одним из самых активных его последователей, способствует распространению психоанализа в Европе и Америке, избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации и является главным редактором журнала этой ассоциации. Как личные конфликты, так и теоретические разногласия ведут к разрыву с Фрейдом в 1913. В работе “Метаморфозы и символы либидо” (Wandlungen und Symbole des Libido, 1912) Юнг подверг критике учение Фрейда о либидо и выдвинул собственную концепцию коллективного бессознательного. В 20-е гг. эта концепция получает свой окончательный вид как теория архетипов коллективного бессознательного. Рост числа учеников и последователей способствовал формированию ассоциации “комплексной”, или “аналитической” психологии; в 1948 в Кюснахге (под Цюрихом) был основан первый “Институт К. Г. Юнга”. Юнгианская ассоциация располагает несколькими десятками подобных институтов в различных странах, будучи второй (после фрейдовской) по числу членов ассоциацией в рамках глубинной психологии. Учение Юнга, разрабатывавшееся на основе эмпирического опыта — лечения пациентов, возникло под несомненным влиянием немецкого романтизма, учений Шопенгауэра и Ницше. Коллективное бессознательное вполне сопоставимо с мировой волей Шопенгауэра, но с тем отличием, что лежащие в глубинах психики архетипы коллективного бессознательного получают у Юнга то виталистскую, то спиритуалистическую интерпретацию. В символах мифов и религиозных учений всех времен и народов ученый видит выражение истинной природы человека.
    Психика рассматривается Юнгом как энергетическая система, в которой сознание и бессознательное взаимодействуют и дополняют друг друга. Целью терапии является “индивидуация”, т. е. движение от “эго” (я) к глубинному архетипу Самости. Юнг называл свое учение “западной йогой”, им был написан ряд трудов по восточным религиозно-философским учениям. Но значительно большее внимание он уделил гностицизму и алхимии, считая авторов гностических и алхимических трактатов своими предшественниками в области психологии. В последние два десятилетия своей деятельности он написал несколько работ (прежде всего “Ответ Иову”), в которых развивал собственный вариант гностического богословия. Его идеи получают распространение в далеких от науки кругах — он делается “гуру” для увлекающихся оккультизмом, восточными учениями и практиками медитации. В эти же годы им разрабатывается концепция “синхроничности” — акаузальных синхронных связей, т. е. значимых событий, принадлежащих различным реальностям, находящимся не в причинной, но в смысловой связи. Отталкиваясь от идей Лейбница, Юнг создает учение о своего рода предустановленной гармонии между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. Такого рода связями Юнг объясняет различные парапсихологические феномены, древнюю магию и т. п.
    Критика современной технической цивилизации и массового общества во многих трудах Юнга обусловлена тем, что человек Запада создал обезбоженный мир, предал забвению собственную религиозную традицию и истребляет прочие традиции по всему земному шару. На индивидуальном уровне это ведет к психопатологиям, а на социально-политическом — к распространению тоталитарных идеологий. Церковная традиция располагала средствами для трансформации энергии архетипов в прекрасный символический космос; начавшийся с протестантизма “штурм священных стен” привел к материалистической цивилизации, не обладающей такого рода универсумом, а потому особенно уязвимой для неожиданных “прорывов” энергии коллективного бессознательного.
    Последователями Юнга в строгом смысле слова являются несколько тысяч практикующих психотерапевтов, получивших подготовку в учебных институтах асссоциации аналитической психологии. Но влияние его воззрений было значительно более широким. В академической психологии это влияние ограничивается теорией типов (“интроверт — экстраверт”) и указанными выше проективными тестами; некоторые привнесения Юнга в технику психоанализа в начале века сохранились и приняты даже ортодоксальными фрейдистами, враждебно относящимися к Юнгу. Хотя от его идей отталкивались некоторые видные историки мифологии и религии (К. Кереньи, М. Элиаде), взгляды Юнга в этой области нередко подвергаются критике — из частого повторения одних и тех же образов в мифах разных народов мира еще не следует их обусловленность архетипами коллективного бессознательного. Значительным было влияние Юнга на многих писателей, художников, кинорежиссеров и отдельных далеких от ортодоксии богословов.
    Сот.: Gesammelte Wferke, Olten, Bd. 1—20. Z., 1958— ; The Collected W)rks, Princeton, vol. 1—20. L., 1953—64; Избр. труды по аналитической психологии. Цюрих, 1929; Архетип и символ. М., 1991; Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Психологические типы. СПб., 1995; Ответ Иову. М., 1995; Психология и алхимия. К., 1997; AION. Исследование феноменологии самости. М., 1997.
    А. М. Руткевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1445
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • сопротивление бессознательного
  • теория бессознательного
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Юнг (Jung) Карл Густав
  • Юнг (Jung) Карл Густав
  • Юнг Карл / Jung, Carl
  • ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
  • ЮНГ Карл Густав
  • юнг карл густав
  • Юнга аналитическая психология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь