ЦЗЫ ЖАНЬ


ЦЗЫ ЖАНЬ
(кит., «природа» как физический организм, «естество» как состояние, «спонтанность» как способ существования природного и человеческого бытия) — категория даоской философии (см. ДАОСИЗМ ), означающая конечный пункт возвращения и обращения наличной цивилизации Поднебесной в естество и начально-конечный пункт спонтанного и вечно длящегося акта существования человека в единстве с природой. Соответственно этому в порядке нормативного следования Ц.ж. стоит выше метафизического уровня дао: «Человек следует Земле, Земля — Небу, Небо — Дао, а Дао следует Цзы жань». Ц.ж. — самостоятельная сущность, она обнимает своим постоянством дао и дэ и выводит их из-под судьбоносного влияния Неба: «Дао почитаемо, дэ ценимо, нет над ними судьбы, они в постоянной естественности». С Ц.ж. коррелирует принцип даоского недеяния (у вэй), который является методом сближения людей с природным естеством: «Совершенномудрый человек... возвращается к тому, что пройдено многими людьми, опирается на естественность вещей и не смеет деять».
Категория Ц.ж. проходит сквозь всю даоскую философию и в различных функциях фигурирует в конфуцианстве и неоконфуцианстве.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЦЗЫ ЖАНЬ
    ЦЗЫ ЖАНЬ (кит., буквально— естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя) — понятие классической китайской философии, имевшее особенно важное значение в даосизме. В “Дао дэ иуине” значительное место уделено идее несотворенности сущего. Там же цзы жань выступает атрибутом дао — оно “следует самому себе”, или “исходит из самого себя” (25,51). В “Чжуан-цзы” понятие цзы жань подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе “порождения, не [преследующего каких-либо] интересов” (V). Легист Хань Фэй (3 в. до н. э.) использовал словосочетание цзы жань в даосском толковании для обозначения причины появления ли — “принципов” как неких правил структурирования вещного мира (гл. 6). В “Хуайнань-цзы” цзы жань выражает даосский идеал управления и социального поведения: “дела Поднебесной” не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии “следования их естественности”.
    Из конфуцианских мыслителей рубежа новой эры наибольшее внимание понятию цзы жань уделил Ван Чун, поставивший это слово в название одной из глав трактата “Лунь хэн” (“Взвешивание рассуждений”). Он преемствовал даосскую трактовку цзы жань как закона возникновения и развития мира, толкуя “недеяние” {у вэй) как синоним “естественности”. В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеческому бытию и отказ от их проверки опытом. По Ван Чуну, в человеческой практике “естественности должны помогать [целенаправленные] действия”.
    Категория цзы жань играла существенную роль в рамках философского направления сюань сюэ (“учение о сокровенном”). Вен Би противопоставлял искусственность конфуцианской категории жэнь — “гуманность” “естественности Неба и Земли”, т. е. главных природных начал, которые “не действуют и не творят”, давая возможность “десяти тысячам вещей самостоятельно регулировать друг друга”. В учениях отдельных мыслителей сюань сюэ, напр. Хэ Яня (190—249), цзы жань выступало не атрибутом, а непосредственным тождеством дао.
    Эта идея вошла в систему взглядов Чэн И— одного из основоположников неоконфуцианства. У ведущего представителя неоконфуцианского “учения о сердце” (синь сюэ) Ван Янмина цзы жань стало выражением саморефлективности “благосмыслия” (лян чжи) — врожденного “знания блага” и одновременно высшего принципа бытия человека и мира.
    В современном китайском языке слово “цзыжань” имеет значения “природа”, “естественный”, “натуральный” и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний, напр. цзыжань кэсюэ (естественные науки, естествознание), цзыжань чжэсюэ (натурфилософия), цзыжаньчжуи (натурализм), цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т, п. Лит. см. к статье Даосизм.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 796
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “МО-ЦЗЫ”
  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
  • “ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ”
  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • вэнь-цзы
  • гао-цзы
  • ГО ЦЗЫ-И
  • гуйгу-цзы
  • дэн си-цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • лао-цзы
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ЛЕ-ЦЗЫ
  • ле-цзы
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • МО-ЦЗЫ
  • мо-цзы
  • СУНЬ-ЦЗЫ
  • СЮНЬ ЦЗЫ
  • СЮНЬ-ЦЗЫ
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хань фэй-цзы
  • хуайнань-цзы
  • ХУАЙНАНЬ-ЦЗЫ
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • цзы жань
  • ЦЗЫ СЫ
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЦЗЫ-ГУ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь