Пан


Пан (Pan, ???). Главный бог пастухов и стад, сын Гермеса, изобретатель свирели. Он считался также богом лесов и рощ, где часто плясал с нимфами. Иногда он внезапно появлялся перед людьми, наводя на них своим появлением “панический” ужас. Пан находился также в свите Диониса и изображался с рогами, кривым носом и с козлиными ногами. Впоследствии сочинили много Панов. Римляне сближали его со своим божеством Фавном.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
ПАН (???), в греческой мифологии божество стад, лесов и полей. П. наделён ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении П., так и в его облике. П.- сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (т. е. «понравившийся всем», греч. ???, «всё». Hymn. Horn. XIX). В действительности имя П. происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П.- миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Horn. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюблённости и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого П. сделал свирель (греч. ??????, «свирель»). Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побеждён, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153-179). П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, т. н. панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П.- помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении П. грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455). П. особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П. (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401). П. входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии П. представлялся как божество, всё объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого П. он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27). Раннее христианство причисляло П. к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии П. соответствует Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
Лит.: Вготmer F., Satyrol, Wflrzburg, 1937 (Dies.); Junger F. G., Griechische Gotter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Herbig R., Pan, der griechische Bocksgott. Vereuch ebner Monographie, Fr./M., 1949.
А. Ф. Лосев.
 
Первоначально П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т. н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н. э. в греческой вазописи встречаются изображения бородатых П. с козьими мордами. С сер. 5 в. до н. э. П. изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца. В живописи нового времени сюжеты: «П. и Сиринга» - у Рафаэля, Ф. Приматиччо, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенса, Я. Иорданса, Н. Пуссена и др.; «П. обучает молодого Дафниса игре на флейте» - у Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.; «триумф П.» - у Н. Пуссена; «суд Мидаса» - у Я. Иорданса и др. Образ П. часто встречается у П. Пикассо. В русской живописи П.- у М. А. Врубеля.


(Источник: «Мифы народов мира».)
Пан - первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Сын Гермеса и Дриопы. Изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. Отец Ямбы (от нимфы Эхо). Ему соответствует римский Фавн. См. о нем более подробно.
// Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Пан и Психея // Франц фон ШТУК: Пан // Франц фон ШТУК: Битва фавнов // Арнольд Беклин: Нимфа на плечах у Пана // Джон ЛИЛИ: Песнь Пана // Элизабет БАРРЕТ-БРАУНИНГ: Свирель // Джон КИТС: Гимн Пану // Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ: Пан // Шарль ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ: Пан // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Свирель // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Пан // Эрнест РЕЙНО: Фавн // Перси Биши ШЕЛЛИ: Гимн Пана // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Нимфея // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Пан // Валерий БРЮСОВ: Вечерний Пан // Ян КАСПРОВИЧ: "Косматый фавн бежит за ясною наядой..." // Валентин УСТИНОВ: Пан Сатир // А.С. ПУШКИН: Фавн и пастушка (Картины) // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Пан // Н.А. Кун: ПАН // Н.А. Кун: ПАН И СИРИНГА // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
Синонимы:
    барин, бог, вымышленное существо, господин, крутой, лес, лях, обращение, особа, персона, поляк, помещик, пшек, спутник, фавн, фон-барон


Просмотров: 811
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • бог как источник и гарант познания
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Изумрудная Скрижаль Гермеса
  • источник сведений о кельтской мифологии
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Огонь гермеса
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Пан
  • ПАН 1
  • ПАН 2 СИРИНГА
  • ПАН 3 СОСТЯЗАЕТСЯ С АПОЛЛОНОМ
  • Свирель
  • Свирель
  • свирель
  • Свирель
  • Фавн
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь