хэ сю


хэ сю
Хэ Шаогун 129, Фаньсянь обл. Жэньчэн (юго-запад совр. уезда Яньчжоу (по др. версии - Цюйфу) пров. Шаньдун), - 182
Каноновед, представитель "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Дослужился до поста гл. советника при императоре (цзяньи дафу). Создатель т.н. учения г-на Хэ (Хэ-ши сюэ) о "(Чунь цю) Гунъян чжуани" (см. "Чунь цю"). Предложил методику выяснения "великого смысла сокровенных речений" (вэй янь да и) данного канона, т.е. зашифрованных в архитектонике текста, образах и лексике принципиальных законов управления об-вом. Осн. соч. - "Чунь цю Гунъян чжуань цзе гу" ("Комментарии к толкованию "Весен и осеней в версии Гунъ-яна"), написанные в подражание "Цзо чжуани", и утраченные "Гунъян мо шоу" ("Безмолвная защита (версии) Гунъяна"), "Цзо-ши гао хуан" ("Уязвимые места (версии) г-на Цзо"), "Гулян фэй цзи" ("Неизлечимые недуги (версии) Гуляна"). В сб. Ван Мо (18 в.) "Хань вэй и шу мяо" ("Извлечения из утраченных книг эпох Хань и Вэй") содержатся выдержки из указ. соч.
Создал развернутое историософское "учение о трех эрах" (сань ши шо), периодах Шуай луань ("Упадок и хаос")- Шэн пин ("Начинающееся равновесие (покой, мир)") -Тай пин ("Великое равновесие (покой, мир)"), знаменующих своего рода ступени историч. прогресса. Его протекание в пространстве и времени, а также качеств, аспект Х.С. показывает на примере приписываемой Конфуцию (6 - 5 вв. до н.э.) летописи "Чунь цю". Говоря о временах, известных из предания, Конфуций якобы выделил тему зарождения в недрах эры Шуай луань элементов идеального правления, сосредоточившись на событиях в его родном гос-ве Лу как "внутр." землях и лишь абрисом очертив события во "внеш." пространстве - остальном Китае. Т.о., теме зарождения элементов порядка в хаосе соответствует "пространств." тематич. локализация в границах одного гос-ва. Следующий этап - Шэн пин - в летописи проецируется на время, события к-рого известны из устных источников, а его преимущественная пространств, проекция приходится на весь Китай как "внутр." земли по отношению к "внеш." - областям проживания "варваров". Совр. Конфуцию пер., по Х.С., служит в "Чунь цю" для демонстрации идеи Тай пин - эры, к к-рой должно привести расширение сферы идеального правления до границ всей Поднебесной и поглощения этой сферой "внеш." областей; поэтому, говоря о том периоде, Конфуций уделяет равное внимание малым и большим событиям в Поднебесной. Х.С. дал также подробное описание идеального об-ва, существовавшего якобы во времена древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей: оно основано на системе "колодезных полей" (цзин тянь) и характеризуется коллективным трудом, организуемым в рамках общин, имуществ. равенством входящих в общину семей (при двойном земельном наделе у старейших), гос. призрением бездетных стариков и сирот, развитой многоступенчатой системой нар. образования с отбором наиболее даровитых на гос. посты, строгим общинным контролем за количеством труда. Утопич. схема Х.С. явилась реакцией на разрушение традиц. общинных структур и концентрацию земельной собственности в руках немногих влиятельных семей. Учение Х.С. оказало значительное влияние на средневек. историософию и взгляды реформаторов 2-й пол. 19 в. на историч. процесс (см. Кан Ювэй).
*Чжунго Да тун сысян цзыляо (Материалы по идеологии Великого единения в Китае). Пекин, 1959; **Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и в средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987; Bauer W. China and the Search for Happiness. N.Y., 1976.
Ли Си

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 510
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ”
  • “ТАЙ ПИН ЦЗИН”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ
  • внутр. совершенная мудрость и внеш. царственность
  • гунъян чжуань
  • КАН Ю-ВЭЙ
  • Кун Пин-мей, Игнатий
  • люй-ши чунь цю
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Мир, покой
  • Мифы древней Индии во времени и пространстве
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • тай пин цзин
  • Фа-Хуан-Цзин
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • хань сюэ
  • хуан-ди нэй цзин
  • цзин вэй
  • ЦЗИН ВЭЙ
  • цзин сюэ
  • ЦЗИН СЮЭ
  • цзин тянь
  • цзин цзи
  • цзо чжуань
  • чунь цю
  • ши сань цзин
  • ШИ САНЬ ЦЗИН
  • ю цзо



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь