цзин вэй


цзин вэй
Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин (1)) и поперечно-горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. - "каноны и апокрифы" (см. Цзин сюэ)- связано с понятием "письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством к-рого на человеч. об-во переносится упорядочивающая общекосмич. структура: "Представление Поднебесной в линиях основы и утки называется вэнь" ("Цзо чжуань", 5 - 2 вв. до н.э.).
Первый исходный смысл словосочетания Ц.в. - ткацкоделательный: цзин (1) означает нити основы ткани, на к-рые накладываются, пересекая ее, нити утки (вэй (3)). Производство ткани (сети) в кит. культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus - "сплетение", "ткань"); напр., кит. традиция возводила возникновение иероглифич. письменности к т.н. узелковому письму. В ассоциативной символике традиц. кит. философии и науки направление цзин (1) соотносится с Небом (тянь) и с последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй (3)- с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в антич. Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным - 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары Ц.в. первый член (цзин (1)). Он стал обозначением гл. форманта культуросозидающей деятельности - писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", к-рая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории "канон" (цзин (1)) описывалась и общекосмич. девятеричность: "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" ("Люй-ши чунь цю", 3 в. до н.э.).
Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопич. концепции "колодезных полей" (цзин тянь): "колодцем" (цзин (6)) называлась некая идеальная администр. единица, территориальной основой к-рой якобы была система из девяти квадратных полей. "Колодец" рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и администр. структуры ("Мэн-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.; "Чжоу ли", 5 - 2 вв. до н.э.). Возможно, пути семантич. эволюции иероглифов цзин (1) ("основа", "канон") и цзин (6) ("колодец") были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая "колодезно-канонич." структура лежит в основе универсальной общеметодологич. классификационной схемы - системы триграмм и гексаграмм (см. Гуа): схематич. моделью триграмм является девятиклеточный квадрат.
Представление о Ц.в. как упорядочивающей "сети" косвенно отразилось в теории кит. медицины. Термин "цзин" (1) имеет там значение "меридиан", "гл. канал" и относится к 12 осн. парафизиологич. "руслам", по к-рым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци |11) в организме. Аналогия с Ц.в. просматривается в назв. системы гл. и второстепенных "каналов" - "энергетич. каркаса" организма: цзин ло ("меридианы и коллатерали").
*Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1015
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИНЬ ФУ ЦЗИН”
  • “СЯО ЦЗИН”
  • “ТАЙ ПИН ЦЗИН”
  • “У ЦЗИН”
  • “ШИ ЦЗИН”
  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ
  • дао дэ цзин
  • ДАО ДЭ ЦЗИН
  • Дао-де-цзин
  • Дао-Дэ-Цзин
  • дун - цзин
  • ДУН-ЦЗИН
  • и цзин
  • И ЦЗИН
  • И-цзин
  • инь фу цзин
  • сяо цзин
  • тай пин цзин
  • У ЦЗИН
  • ЦЗИН
  • цзин
  • цзин сюэ
  • ЦЗИН СЮЭ
  • цзин тянь
  • цзин цзи
  • цзю цзин
  • ци цзин
  • ши цзин
  • ши эр цзин
  • шу цзин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь