ли чжи


ли чжи
Линь Цзай, прозе. Чжоу, Хунфу, Вэньлин цзюйши ("отшельник из Вэньлина"). 1527, Цзиньцзян окр. Цюань-чжоу пров. Фучжоу, - 1602.
Мыслитель-вольнодумец. Происходил из обедневшей ку-печ. семьи китайцев-мусульман. Учился у Ван Би (2), сына Ван Гэня. Имел звание боши ("д-ра") нанкинской и пекинской гос. академий (Гоцзы), занимал высокие посты по ведомству ритуалов и ведомству наказаний. За вольнодумство и "введение народа в соблазн" заключен в тюрьму, где покончил с собой. Осн. соч. - "Ли-ши фэнь шу" ("Сжигаемая книга г-на Ли"), "Сюй фэнь шу" ("Продолжение сжигаемой книги"), "Цзан шу" ("Береженая книга"), "Сюй цзан шу" ("Продолжение береженой книги"), "Ли Вэньлин цзи" ("Собр. соч. Ли из Вэньлина"). Рассматривая конф. канонич. книги - "Шесть канонов" ("Лю цзин"), "Лунь юй" и "Мэн-цзы" как "записи высказываний учителей, сделанные по памяти бестолковыми учениками" и "расхваленные чиновными историографами", отрицал их значимость как универсального источника истины ("Фэнь шу"); отвергал непогрешимость Конфуция ("Цзан шу"). В филос. построениях Л.Ч. ощущается влияние Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) и буд. Чань школы, но фундаментальные заключения носят оригинальный характер. Оспаривал общую для неоконфуцианства идею отождествления "Единого" (и |2)), структурообразующего вселенского "принципа" (ли 11|) и "Великого предела" (тай цзи) как источника "вещей" феноменального мира; считал таким источником "двоицу" (лян), т.е. дуальные космич. силы инь ян ("Фэнь шу"). Развивая положение Ван Янмина о "благосмыслии" (лян чжи)- врожденном "знании блага", Л.Ч. делал акцент на идее "сердца ребенка" (тун синь) как "истинного сердца" (чжэнь синь, см. Чжэнь)- глубинной основы "благосмыслия", потенции различения блага. В чань-буд. духе отрицал наличие вещей "вне сердца (синь (1))", т.е. вне сознания и психики индивидуума (там же). Доказывал, что истина и ложь не отрицают, а дополняют и обусловливают друг друга подобно вселенским дуальным силам. Исходя из той же доктрины взаимодействия противоположностей как условия функционирования природы и об-ва, выступал против чрезмерной социальной приниженности женщин. Оспаривал необходимость следования исключительно древним образцам в лит-ре и искусстве, ратовал за повышение культурного статуса романа и драмы, считавшихся "низкими" жанрами.
*Цзан шу. Т. 1 - 4. Пекин, 1974; Сюй цзан шу. Т. 1 - 2. Пекин, 1974; Фэнь шу. Сюй фэнь шу. Пекин, 1975; **Манухин B.C. Взгляды Л.Ч. и творчество его современников // Труды межвузовской науч. конф. по истории литератур зарубеж. Востока. М., 1970; КобзевА.И. Рец. на кн.: J.-F. Billeter. Li Zhi, philosophe maudit (1527 - 1602) // HAA. 1981. №3; Чжу Цяньчжи. Л.Ч. Ухань, 1957; Чжан Цзянь. Л.Ч. пинчжуань (Биография Л.Ч. с коммент.). Фучжоу, 1981; De Вагу W.T. Li Chih: A Chinese Individualist // Asia. 1969. Vol. 14; Billeter J.-F. Li Zhi, philosophe maudit (1527 - 1602). Gen.-P., 1979; Chan Hok-Lam. Li Chih, 1527 - 1602, in Contemporary Chinese Historiography. White Plains. N.Y., 1980.
Ли Си

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 558
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ДАО ЦЗАН»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВАН ФУ-ЧЖИ
  • ван цзи
  • да цзан цзин
  • да чэн ци синь лунь
  • дао цзан
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • ЛЯН ЧЖИ
  • мэн-цзы. конф. канон
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Си-цзан
  • Сюан цзан
  • сюй
  • СЮЙ
  • сюй хэн
  • СЮЙ-ЧЖЭНЬЦЗЮНЬ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • У ЦЗЫ-СЮЙ
  • ЧЖУАНЬ-СЮЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь