Осада Никеи (1097)


Осада Никеи (1097)
Осада Никеи происходила с 14 мая по 19 июня 1097 года во время 1-го крестового похода.
Никея
Никея, современный город Изник на северо-западе Турции, занимала выгодное географическое положение. Город стоял на восточном берегу Асканского озера, что благоприятствовало развитию торговых отношений с соседями. С другой стороны его защищали горы — естественное препятствие на пути возможных захватчиков. Плодородные окрестности были богаты лесами. Кроме того, Никея, стены которой по свидетельству Стефана Блуаского охраняло около трёхсот башен, была хорошо укреплена:
… город защищен крепостными стенами, перед которыми были вырыты всегда заполненные водой рвы, которая поступает туда из ручьев и маленьких речушек, представляющие собой значительное препятствие для всех тех, кто намеревался осаждать город. Далее, в городе было многочисленное и воинственное население; толстые стены, высокие башни, находящиеся совсем близко друг от друга, соединенные между собой сильными укреплениями, дали городу славу неприступной крепости.
Изначально Никея принадлежала Византии, но после начала гражданской войны, в 1077-1078 году ее завоевали сельджуки и сделали столицей Румского султаната. Христианская армия во время Крестьянского крестового похода 1096 года разграбила окрестности города, а затем была уничтожена мусульманами. Одержав легкую победу, султан Кылыч-Арслан I решил, что вторая волна крестоносцев не представляет серьезной угрозы, оставил дома семью и казну и отправился на восток завоевывать у Данишмендов Мелитену.
Осада
Крестоносцы, к которым примкнули небольшие отряды выживших крестьян-ополченцев во главе со своим вдохновителем Петром Пустынником, выехали из Константинополя в конце апреля 1097 года. Первым 6 мая у стен города оказался Готфрид Бульонский и осадил город с севера. Затем подошли Боэмунд Тарентский, его племянник Танкред (они разбили лагерь на востоке Никеи), Роберт Нормандский, Роберт Фландрский и остальные участники похода. Последними 16 мая прибыли провансальцы Раймунда Тулузского и блокировали город с юга. Однако полностью окружить Никею не удалось. Крестоносцы могли осуществлять контроль только на дорогах, но не на озере, где беспрепятственно циркулировали корабли Никеи.
Атака сельджуков
21 мая, через неделю после начала осады, к городу подступили сельджуки. Не зная о прибытии графа Тулузского, они собирались атаковать крестоносцев с юга, но неожиданно столкнулись с провансальскими воинами, на помощь которым вскоре подоспели отряды Роберта Фландрского, Боэмунда Тарентского и Готфрида Бульонского. В завязавшемся бою христиане одержали победу, потеряв убитыми около 3 000 воинов. Затем, желая запугать противника, они «зарядили метательные машины большим количеством голов убитых врагов и перекинули их в город».
Попытки штурма
На протяжении нескольких недель крестоносцы неоднократно пытались проломить стены Никеи и взять город. Однако ни один штурм не увенчался успехом, несмотря на то, что при атаках они применяли военные машины — построенные под руководством графа Тулузского баллисты и осадную башню. Гийом Тирский оставил описание башни:
Эта машина была сделана из дубовых балок, соединенных между собой мощными поперечинами, и давала убежище двадцати сильным рыцарям, которые помещались там, чтобы сделать подкоп под стены, так, что они казались защищенными ото всех стрел и всяких метательных снарядов, даже самых больших скал.
Осадную башню подвели к Гонату — наиболее уязвимой башне Никеи, которая была повреждена еще во времена императора Василия II. Крестоносцам удалось сильно накренить ее — «вместо вынутых камней они заложили деревянные балки» и подожгли их. Но затем мусульмане, которые со стен забрасывали крестоносцев камнями, сумели разрушить осадную башню, и, развалившись, она погребла под своими обломками всех находившихся внутри воинов.
Помощь Византии
Осада продолжилась, не принося особых плодов. Христианам по-прежнему не удавалось взять под контроль Асканское озеро, по которому у них на глазах осажденным доставляли «все виды припасов и всякую помощь». Отрезать Никею со стороны воды удалось лишь после того, как император Алексей Комнин отправил в помощь крестоносцам флот в сопровождении отряда под командованием военачальников Мануила Вутумита и Татикия. Суда привезли на повозках 17 июня, спустили на воду и таким образом перекрыли осажденным доступ к озеру. После этого крестоносцы вновь взялись за оружие и с новыми силами начали атаковать город. Противоборствующие армии забрасывали друг друга градом стрел и камней, крестоносцы пытались пробить стену с помощью тарана.
Тем временем Мануил Вутумит по приказу Алексея Комнина договорился с осажденными о сдаче города и сохранил эту договоренность в секрете от крестоносцев. Император не доверял предводителям похода. Он справедливо подозревал, что им будет сложно удержаться от соблазна нарушить данное ему в Константинополе обещание передавать завоеванные города Византии. 19 июня, когда согласно плану императора, Татикий и Мануил вместе с крестоносцами штурмовали стены Никеи, осажденные неожиданно прекратили сопротивление и сдались, пустив в город отряды Мануила Вутумита — со стороны казалось, что победа была одержана только благодаря усилиям византийской армии.
Узнав, что византийцы заняли город и взяли горожан под защиту императора, крестоносцы пришли в негодование, так как рассчитывали разграбить Никею и пополнить тем самым запасы денег и продовольствия:
… народ паломников и все простые воины, которые в течение всей осады трудились с таким усердием, надеялись получить в качестве трофеев имущество плененных, возместив, тем самым, затраты и многочисленные потери, которые они испытали. Также они рассчитывали присвоить себе все то, что они найдут в пределах города и увидев, что никто не предоставляет им соответствующее возмещение их тягот, что император забрал себе в казну все то, что должно было принадлежать им согласно договору, пришли в ярость от всего этого до такой степени, что уже начали жалеть о совершенных во время путешествия своих трудах и затратах стольких сумм денег, поскольку, по их мнению, они не извлекли от всего этого никакой выгоды. [7]
По приказу Мануила Вутумита крестоносцам разрешали посещать Никею группами не более чем из десяти человек. Важных пленников — семью Кылыч-Арслана — отправили в Константинополь и впоследствии освободили без выкупа. Чтобы смягчить гнев крестоносцев, император одарил их деньгами и дал лошадей, но те все равно остались недовольны и полагали, что добыча могла быть гораздо больше, если бы они захватили Никею сами. Также Мануил настоял, чтобы те из них, кто избежал присяги в Константинополе, поклялись Алексею в верности. Танкред Тарентский долго не принимал эти условия, но в конце концов и он, и Боэмунд были вынуждены принести присягу.
После победы
Крестоносцы выдвинулись из Никеи 26 июня 1097 года и направились дальше на юг, к Антиохии. В авангарде шли Боэмунд Тарентский, Танкред, Роберт Нормандский и Роберт Фландрский. Замыкали движение Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский, Балдуин Булонский, Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа. Кроме того Алексей Комнин отправил в поход своего представителя Татикия, чтобы тот проследил за соблюдением договора о передаче мусульманских городов Византии.
Падение Никеи подняло боевой дух крестоносцев. Воодушевленный победой Стефан Блуаский писал жене Адели, что рассчитывает через пять недель оказаться у стен Иерусалима. 1 июля христианская армия окончательно разбила Кылыч-Арслана в битве при Дорилее, а в октябре осадила Антиохию. Здесь удача отвернулась от крестоносцев. Осада затянулась на долгих восемь месяцев, и к Иерусалиму они подошли только спустя два года после отбытия из Никеи.
Осведомители инквизиции
Существует распространенное заблуждение, что государственные структуры, полагающиеся на осведомителей и анонимных доносчиков, является сравнительно современным изобретением. Однако подобные организации существовали и в древности. В средние века инквизиция полагалась на систему шпионства и доносов для осуществления программы контроля населения. В римском праве заметно крайнее отрицательное отношение к анонимным доносам и во времена преследований христиан язычниками. Доносчики делатории даже полагались отлучению от церкви. В инквизиционном процессе, наоборот, донос служит основанием для так называемой инквизиции, весьма тягостной для обвиняемого.
Испанская инквизиция
В Средневековье, христианская церковь по суди дела была частью государства и судебная система в значительной мере перешла под её контроль. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции появившейся в 13 веке. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Когда Испанская инквизиция прибывaлa в город с целью очистки того от ереси, её первым шагом был так называемый Указ об Амнистии. После воскреснoй мeссы, инквизитop зачитывал присутствующим этот указ- разъясняя, что считалось ересью. Указ поощрял всех членов конгрегации довровольно обращаться к трибуналам инквизиции, чтобы раскаявшись «очистить» себе совесть. Эти эдикты были названы Указами об Амнистии, потому что всем кто cдaвался на милость инквизиции в период Амнистии (приблизительно один месяц) инквизиторы предлагали возможность прощения грехов без серьёзного для них наказания. Зная что ждет еретиков в руках инквизиции многие люди добровольно cдaвались трибуналам во избежание возможного обвинения в ереси, в надежде на обещаную благосклонность. Однако само по себе раскаяние не было достаточно для безболезненного прощения грехов. Чтобы вернутся в лоно церкви еретик также должен был выдать всех своих сообщников. В результате этого Испанская инквизиция имела бесконечный источник осведомителей. Обвинения были анонимны, и ответчик не имел возможности узнать имена его обвинителей что избавляло доносчиков от ответственности за клевету. Ложные обвинения часто были результатом зависти или личной вражды и огромное количество доносoв было сделано по абсолютно незначащим причинам. Таким образом испанская инквизиция не только пooщрялa cтpax и недоверие среди соседей и знакомых- обвинения в ереси были также весьма обычны и среди родственников.
Венецианская республика
В Венеции также существовала инквизиция но в отличие от испанской инквизиции эта организация, следила за политической ситуацией республики, а не за распостранением ереси. Венецианская инквизиция также в значительной степени полагалась на доносчиков для борьбы с нежелательными элементами в обществе. Закон 1539 назначил государственных инквизитopoв, позже ставших известными как Высший Трибунал. Он состоял из трех Инквизитopов. Один из них был известен как «Il Rosso», 'красный'. Он был выбран из рядов "Членов Дожеского Совета", которые носили алые одежды. И два Инквизитора были назначены из рядов "Совета Десяти", известных как «I negri», (черные). Высший Трибунал начал свою деятельность как "комитет бдительности" в то трудное для Венеции время, когда республика чувствовала себя окруженнoй Габсбургской империей и постепенно приняла некоторые из полномочий "Совета Десяти" ( органа контроля над деятельностью дожа). Совет десяти являлся анонимным органом власти, список членов которого не был известен большинству жителей города. Одной из официальных целей совета был контроль над дожем и другими учреждениями республики. Посредством шпионажа, и режима тайногo полициpoвaния населения они установили систему правосудия в которой обвиняемые были арестованы, заочно осуждены трибуналом и приговорены к заключению без открытого суда и предоставления обвиняемому возможности защитить себя от обвинителей. Для собирания компрометирующей информации они использовали сеть осведомителей и "доверенныx лиц" (секретных агентов). Анонимные обвинения пooщрялись, и нa улицax были помещены специальные почтовые ящики для сбора жалоб и доносoв .

Католическая энциклопедия. . 2011.


Просмотров: 1163
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • город
  • Город
  • ГОРОД
  • Город для колесниц
  • Город Иудин
  • Город Нааса
  • Город солнца
  • ГОРОД-ГОСУДАРСТВО
  • Давида город
  • Дан город
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • кем были древние бритты?
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • после этого значит по причине этого
  • святой город
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь