Формы критики

Похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики.

Критические оценки могут быть:

  1. Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».
  2. Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»
  3. Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».
  4. Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»
  5. Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».
  6. Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».
  7. Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».
  8. Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».
  9. Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».
  10. Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще работу? Не ожидал...»
  11. Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»
  12. Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»
  13. Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»
  14. Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»
  15. Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»
  16. Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»
  17. Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»
  18. Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».
  19. Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».
  20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».
  21. Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».
  22. Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»
  23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»
  24. Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».
  25. Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».

Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индивидуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя – к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый человек, а работа выполнена на низком уровне».

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще применять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненного: исполнительность, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу и т.д.

По отношению к коллеге нельзя использовать все виды критики, которые могут быть применены к подчиненным.

По отношению к начальнику возможно использовать еще меньше форм критики.

К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:

  • принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприятия, города, области, региона;
  • аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах;
  • открытой, публичной;
  • доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;
  • конструктивной, то есть оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.

Просмотров: 4820
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология управления




Другие новости по теме:

  • Активное участие
  • Апробация и оформление результатов исследования
  • Вводное собеседование
  • Девять типов работников и стиль обращения с ними
  • Избавление от взаимозависимости, восстановление связи с собственной личностью
  • Как быть со страхом, что ваши поцелуи не понравятся вашей любимой?
  • Как заставить мою девушку чаще чистить зубы?
  • Как лучше всего поцеловать человека в первый раз?
  • Как можно определить, умеете ли Вы хорошо целоваться?
  • Как понять, когда девушка хочет, чтобы ее поцеловали?
  • Какого партнера вы ищете
  • Кляйн (Klein) Мелани (30.03.1882 – 22.09.1960)
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека И Х. Хесса
  • Мотивы критики
  • Наука быть более уверенной в себе
  • Нравственно-психологические качества руководителя
  • Поддерживайте своего партнера
  • Приемы работы с завистью
  • Психологические функции шпаргалки
  • Самая большая ошибка при поцелуе
  • Сопротивление моде
  • Социальная критика
  • Структурная психология
  • Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении» (для воспитателей дошкольных учреждений)
  • Техника «Визуализация эмоций»
  • Технология ведения деловой дискуссии
  • Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828 – 5.3.1893)
  • Что делать, если во время поцелуям на меня нападает столбняк?
  • Что нужно делать во время поцелуя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь