Эффект «маятника»

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной трудовой деятельности. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда. Так, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев и В.Н. Панферов определили, что события производственной жизни, имеющие положительный смысл для большинства членов группы, способствуют подъему настроения (резкий подъем общественного настроения был зафиксирован в день получения зарплаты), а события производственной жизни, имеющие негативный смысл для большинства членов группы (неполадки в работе оборудования, сбои в поставке сырья, аварии и пр.), приводят к спаду общего настроения.

Динамика настроения зависит от следующих факторов:

  • степени занятости работников в течение рабочего дня: чем больше занятость и меньше простоев, тем лучше настроение;
  • стиля управления, применяемого непосредственным руководителем: авторитарные приемы управления не способствуют повышению настроения;
  • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость:
  • уровня дисциплины труда в коллективе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние работников;
  • сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликгности или сплоченности: чем выше уровень конфликтное тем хуже настроение работников.

Несовпадение эмоционального воздействия с эмоциональным состоянием группы может вызвать парадоксальные реакции. Например, в группу хмурых и подозрительно настроенных рабочих приходит веселый и оптимистически настроенный начальник участка. Неучет им эмоционального состояния работников может вызвать нежелание выполнять срочное задание, вплоть до отказа. В этой ситуации руководителю следовало вначале определить эмоциональное состояние группы, изменить его – повысить настроение, и только затем обращаться с просьбой или распоряжением о выполнении задания.


Просмотров: 5890
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • 7.4.1. Социометрия и оценка группы
  • Взаимодействие формальных и неформальных групп
  • Депрессивные состояния
  • Доктрина человеческих отношений
  • Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
  • Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний»
  • Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
  • Методы оценки труда
  • Мизансцена педагогическая
  • Мотивация и компенсация труда
  • Настроение
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Обзор истекшего дня (самоконтроль) для руководителей
  • Организация как средняя социальная группа
  • Основные понятия организационной социальной психологии
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Подходы к управлению персоналом
  • Показатели эффективности организации
  • Понятие трудового коллектива
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Социально-психологический климат
  • Сущность социально-психологического климата
  • Теория Ф.У. Тейлора
  • Факторы формирования социально-психологического климата
  • Формальная (функциональная) структура
  • Формы переживания чувств
  • Чучмарев Захарий Иванович (1888 – 1961)
  • Эмоциональные явления
  • Эффект группового эгоизма
  • Эффективность групповой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь