Терапевтические ограничения в игротерапии

Установление ограничений является одним из наиболее важных аспектов игровой терапии. Ограничения создают условия для развития терапевтических отношений и помогают приблизить опыт, полученный в игровой комнате, к отношениям в реальной жизни. Необходимым условием игровой терапии является интеграция свободы и порядка, так как только таким образом вовлеченные в процесс терапии люди могут актуализировать свои потенциалы.

Принцип дозволенности в недирективной игротерапии не означает принятие любых поступков. Игровая терапия дает ребенку возможность прежде всего научиться самоконтролю, умению выбирать, чувству ответственности за совершенный выбор.

Лэндрет отмечает следующие цели, свидетельствующие о необходимости установления таких ограничений, которые:

  • позволяют гарантировать физическую и эмоциональную безопасность ребенка;
  • обеспечивают принятие ребенка;
  • способствуют развитию у ребенка способности к принятию решений, самоконтролю и ответственности;
  • связывают сеанс в игровой комнате с реальной жизнью, усиливая принцип «здесь и сейчас»;
  • обеспечивают предсказуемость ситуации в игровой комнате;
  • позволяют сохранить профессиональные, этические и социально приемлемые отношения между ребенком и игровым терапевтом;
  • позволяют сохранить оборудование в игровой комнате.

К тому же, когда возникает ситуация, требующая четких ограничений, а терапевт их не устанавливает, ребенок лишается возможности открыть нечто важное в самом себе.

Однако для установления более структурных отношений между ребенком и терапевтом в процессе игротерапии используются не какие-то условные, а четкие ограничения, отвечающие следующим требованиям:

  1. Ограничения в игровой комнате должны быть минимальными. Ребенок не сможет узнать себя, выразить себя, если на все его действия налагаются запреты.
  2. Ограничения должны быть выполнимыми; невыполнимые ограничения наносят большой вред терапевтическим отношениям, мешая развитию доверия.
  3. Ограничения должны носить четкий характер.
  4. Ограничения должны устанавливаться твердо, но спокойным, вежливым тоном.
  5. Ограничения не нужны до тех пор, пока в них не возникла необходимость.

Процесс установления ограничений – это тщательно про думанная процедура, предназначенная для того, чтобы передать ребенку понимание, принятие и ответственность. Цель терапевта состоит не в том, чтобы запретить ребенку что-либо делать, а в том, чтобы облегчить ему выражение руководящих им чувств, потребностей и желаний в более приемлемой форме. Игровой терапевт является человеком, скорее облегчающим самовыражение ребенка, чем запрещающим некоторые его поступки. В то же время цель терапевта заключается не в попытке остановить деятельность ребенка, а в том, чтобы реагировать на него таким образом, чтобы ответственность за изменение поведения принадлежала ребенку. С этой целью используется строгая последовательность в установлении ограничений, называемая в игровой терапии шагами установления ограничений. Они предназначены для того, чтобы облегчить процесс сообщения о понимании и принятии мотивов ребенка, четкого установления границ и предложения альтернативных способов поведения.

Шаг 1. Признание желаний, чувств и потребностей ребенка. Сформулировав в словах понимание чувств и желаний ребенка, терапевт сообщает ему, что мотивы принимаются. Важность этого шага состоит в самом факте признания у ребенка чувств и потребностей. Но необходимо помнить, что чувства должны быть отражены сразу, как только они появляются. В словесной форме данная конструкция может быть выражена следующим образом: «Я понимаю, что тебе хочется (нравится)...»

Шаг 2. Сообщение об ограничении. Здесь форма постановки ограничения должна быть очень четкой и должна ясно выражать, что именно запрещено. Расплывчатость ограничения мешает ребенку принять на себя ответственность и действовать соответственно. Словесная конструкция является продолжением первого шага и имеет форму «...но... делать нельзя...».

Шаг 3. Предложение возможных альтернатив. Ребенок может не знать какого-то другого способа для выражения того, что он чувствует. Возможно также, что в данный момент ребенок видит только один путь, который входит в перечень ограничений. Поэтому на данном этапе терапевт предлагает ребенку возможную альтернативу или даже спектр альтернатив Для самовыражения ребенка. Словесная конструкция ограничения дополняет первые два шага и выражается в форме «...можно делать...».

Для точного понимания формы выражения установления ограничений проиллюстрируем их несколькими примерами.

Ситуация 1. Ребенок начинает рисовать на стене.

Форма выражения ограничения терапевтом: «Я понимаю, что тебе хочется порисовать на стене, но этого делать нельзя, можно рисовать на бумаге».

Ситуация 2. Ребенок злится и раскидывает игрушки.

Форма выражения ограничения терапевтом: «Я понимаю, что ты злишься, но игрушки разбрасывать нельзя, можно порвать бумагу или попинать подушку».

Теперь остановимся на ситуациях, когда ограничения нарушаются. Вообще понятие «нарушение ограничения» имеет широкий смысл – от проверки границ ребенком до борьбы за власть. В любом случае нарушение установленных ограничений – это крик о помощи ребенка с низкой самооценкой, который хочет чувствовать себя в безопасности при условии существования реальных границ. Поэтому в такой момент, возможно, даже более чем в любой другой, ребенок нуждается в понимании и принятии. Здесь обязательно надо избегать споров, длительных объяснений, угроз, наказаний. В этот момент необходимы спокойствие, уверенность и твердость, но самое главное – терпение.

Однако необходимо помнить, что твердость, четкость и последовательность помогают ребенку установить рамки, относительно которых он реально может самовыражаться. Поэтому указанная выше трехступенчатая система установления ограничений дополняется четвертым шагом.

Шаг 4. Предоставление ребенку последней возможности выбора. В этот момент ребенку предъявляется ультиматум – возможность последнего выбора. Лэндрет указывает, что ультиматум может выражаться в каком-либо предупреждении, которое может быть выражено несколькими способами (запрет на использование некоторого материала, игрушек, прекращение занятия и т. д.). Опыт показал, что эффективнее всего срабатывает прием прекращения занятия. Тогда словесная конструкция выражения этого шага при добавлении его к предыдущим трем имеет форму: «Если ты не перестанешь... то ты уйдешь из игровой комнаты».

Здесь необходимо отметить, что подключение четвертого шага возможно только при троекратном повторении первой структуры, состоящей из трех шагов. Другими словами, вначале психолог должен три раза установить запрет по приведенной выше формуле: «Я понимаю... но этого делать нельзя... можно...». Если ребенок все же продолжает выполнять запрещаемое действие, то в четвертый раз психолог предъявляет ему ультиматум: «...ты уйдешь из игровой комнаты». При условии, что ребенком нарушается ограничение досрочного выхода из процесса игротерапии, ультиматум может изменить словесную форму и звучать так: «...ты больше не придешь в игровую комнату».

Просмотров: 3646
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Директивная игровая терапия
  • Игровая терапия
  • Игрушки и игровой материал
  • Как создать доверительные отношения с ребенком и поддержать его?
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Оборудование игровой комнаты
  • Основные направления современной игровой терапии
  • Песочная терапия
  • Почему дети лгут?
  • Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер?
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Просить ли ребенка убирать за собой?
  • Пять шагов организации песочного игрового процесса
  • Смешанная игровая терапия
  • Сообщать ли ребенку, почему его привели на игровую терапию?
  • Стадии процесса недирективной игровой терапии
  • Терапевтические условия развития ребенка
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Участвовать ли в игре ребенка?
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок говорит, что вы разговариваете чудно
  • Что делать, если ребенок молчит
  • Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы
  • Что делать, если ребенок несамостоятельный
  • Что делать, если ребенок отказывается уходить из игровой комнаты
  • Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку
  • Что делать, если ребенок требует выражений любви
  • Что делать, если ребенок хочет обнять терапевта или забраться к нему на колени
  • Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду
  • Что делать, если терапевт неожиданно вынужден отменить прием



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь