Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы

к содержанию

Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы

Как и в любом взаимодействии с детьми, сталкиваясь с ребенком, который настаивает на том, чтобы его работу оценили или высказали какие-то суждения, терапевт должен отнестись с пониманием к чувствам ребенка и его оценке собственного Я. Что хочет ребенок настаивая на том, чтобы узнать, нравится ли терапевту его картинка: возможно, он не чувствует себя защищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет управлять отношениями? Взаимодействие с ребенком, который в раздражении требует точного ответа, может стать серьезным испытанием для чувства адекватности терапевта и того, насколько он принимает ребенка.

Когда терапевт слышит: «Ну скажи, пожалуйста, ну, я хочу узнать! Как ты думаешь, у меня получилась красивая картинка?» – у него может возникнуть огромное искушение вернуть этот вопрос ребенку, чтобы выиграть время на обдумывание подходящего ответа. Запинающееся: «Ты спрашиваешь, нравится ли мне картинка?» – едва ли облегчит (если вообще облегчит) такого рода ситуацию и обычно только фрустрирует и запутает ребенка, которому останется только гадать, поняли ли его, и поэтому он опять продолжает настаивать на ответе. Кроме того, дети хорошо чувствуют колебания терапевта и еще сильнее пытаются получить прямой ответ. Хотя может показаться, – проще всего дать ребенку прямой ответ типа: «Я думаю, что картинка очень красивая», – похвала направляет поведение ребенка, ограничивает его свободу, создает зависимость и усиливает внешнюю информацию.

В игровой терапии, центрированной на ребенке, цель состоит в том, чтобы дать ребенку свободу оценивать собственное поведение, ценить собственный творческий потенциал и развивать внутреннюю систему вознаграждения и удовлетворения. Похвала не способствует развитию терапевтических отношений и обычно свидетельствует лишь о том, что у терапевта нет контакта с внутренней динамикой ребенка, и он хочет удовлетворить собственную потребность иметь перед собой ребенка, который чувствует себя комфортно. В этой ситуации реакция терапевта должна прояснить отношения в игровой комнате или облегчить ребенку возможность самому оценить свою работу, как это происходит в описываемой ниже ситуации.

Мартин:(показывает терапевту картинку, которую он нарисовал). Как ты думаешь, я хорошо нарисовал?
Терапевт: (указывая на картинку). Ты нарисовал вот здесь домик и... гм-м (задумчиво изучая картинку) вот здесь ты нарисовал три окна (показывая на окна), а вот тут, наверху, ты сделал все синим. А в этом углу, я вижу, ты сделал все оранжевым (говорится с искренним интересом и подлинным одобрением в голосе).

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает рассматривать свое поведение, подмечая в нем то, что подмечает терапевт, и испытывая удовлетворение от того, что сделано. Часто ребенок подхватывает линию терапевта и начинает примерно так комментировать рисунок: «А вот здесь, вверху, я нарисовал большое желтое солнце, а вот этих птичек здесь мне что-то трудно было рисовать», – на что терапевт может ответить: «Да, я вижу желтое солнышко, а вот это, и правда, очень похоже на птичек. Их трудно рисовать, но ты с этим все-таки справился». Теперь ребенок свободен сам оценивать свою работу. Когда терапевт выносит суждение о ребенке и его работе и говорит, что она очень красивая, он тем самым говорит и о том, что он властен оценить что-то, как некрасивое. Поэтому следует избегать оценочных реакций.

Некоторые дети очень настойчиво требуют, чтобы терапевт сказал, красивая ли у них картинка. Когда возникает такая ситуация, терапевт может внести ясность в систему отношений в игровой комнате, сказав: «Здесь важно не то, считаю ли я картинку красивой, а то, что ты думаешь об этой картинке». Для некоторых детей такой ответ слишком длинен, и, может статься, терапевту захочется сказать: «Что действительно важно, так это то, что ты думаешь о своей картинке». Теперь ребенок свободен сказать, считает ли он сам картинку красивой. Процесс оценивания осуществляет ребенок. Таким образом, терапевт возвращает ребенку возможность судить.

Хотя в приведенном выше примере речь идет о когнитивном оценивании, тот же подход используется, когда в фокусе внимания находятся чувства, связанные с картинкой или каким-то другим объектом.

Джимми: Посмотри, что я делаю.
Терапевт: Ты играешь с глиной.
Джимми: Что мне делать?
Терапевт: Ты можешь сделать все, что захочешь.
Джимми: Ладно. Я сделаю бегемота.
Терапевт: Ты решил сделать бегемота.
Джимми: (очень тщательно лепит и поднимает над головой фигурку, отдаленно напоминающую животное). Что это? Тебе нравится?
Терапевт: Ты очень старался. Это может быть всем, чем ты захочешь (это говорится потому, что взявшись что-то лепить или конструировать, дети иногда могут изменить свое мнение о том, что именно они вылепили).
Джимми: Но тебе это нравится... Ты думаешь, оно хорошо получилось?
Терапевт: Важно, что ты чувствуешь по этому поводу.


Просмотров: 2732
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Директивная игровая терапия
  • Изучение самооценки детей
  • Как создать доверительные отношения с ребенком и поддержать его?
  • Коррекция отношений детей и взрослых
  • Методика «Складная картинка»
  • Методика диагностики универсальных способностей для детей 4-5 лет (В. Синельников, В. Кудрявцев)
  • Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Оборудование игровой комнаты
  • Отлучение родителей от детей
  • Почему дети лгут?
  • Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер?
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Провокационная терапия (Френк Фарелли)
  • Просить ли ребенка убирать за собой?
  • Сообщать ли ребенку, почему его привели на игровую терапию?
  • Терапевтические ограничения в игротерапии
  • Терапевтические условия развития ребенка
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Участвовать ли в игре ребенка?
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок говорит, что вы разговариваете чудно
  • Что делать, если ребенок молчит
  • Что делать, если ребенок несамостоятельный
  • Что делать, если ребенок отказывается уходить из игровой комнаты
  • Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку
  • Что делать, если ребенок требует выражений любви
  • Что делать, если ребенок хочет обнять терапевта или забраться к нему на колени
  • Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду
  • Что делать, если терапевт неожиданно вынужден отменить прием



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь