Этапы обучения

к оглавлению

4.1. Этапы обучения

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.

Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16-18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде.

Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентировки. Однако, неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.

Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.

Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие, работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий – моделирование жизни семьи, где семья – это педагоги и учащиеся.

Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность, как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.

Особое внимание обращается на:

  • самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье,
  • посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов,
  • умение ориентироваться в окружающей действительности,
  • умение организовывать свой досуг,
  • способность позаботиться о себе в отсутствии взрослых,
  • развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривание того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).

Программа является коррекционно-развивающей и предусматривает 4 этапа на протяжении 2 лет обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение программы является комплексным и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также лиц, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей и пр.)

Помимо коррекционно-развивающего, программа несет в себе психодиагностический смысл. Наблюдая за динамикой развития каждого ребенка в течении 1-2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту развития ребенка, определяют его «зону ближайшего развития».

I этап – ориентировочный Задачи 1-го этапа:
  • Определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление уровня сформированности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье.
  • Совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры.
  • Составление индивидуальных маршрутов развития для каждого учащегося.
Условия для реализации:
  • Установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися.
  • Ориентировка в обстановке помещения, правилах и нормах поведения.
  • Установление позитивных взаимоотношений в группе.
II этап – переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой Задачи 2-го этапа:
  • Формирование отношений учащихся с комплексными нарушениями развития с близкими взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений и общения, совместная деятельность в условиях проживания в семье.
  • Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков.
  • Совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.
  • Оперативный (ежемесячный) контроль за продвижением учащихся (в сентябре и октябре – еженедельный).
Условия реализации:
  • Совместные действия со взрослыми, формирование ролевого поведения.
  • Действия с определенным уровнем самостоятельности (с помощью, под контролем, с частичным контролем, самостоятельно).
III этап – переход к самостоятельным действиям Задачи 3-го этапа:
  • Широкое использование продуктивных видов деятельности.
  • Обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, как при социально-бытовых, так и при микросоциальных контактах.
  • Сотрудничество с близкими к учащемуся людьми, перенос нового позитивного опыта, приобретенного учащимся, в реальную жизненную практику.
Условия реализации:
  • Выполнение действий по правилам.
  • Выполнение действий с самооценкой на основе сравнения с образцом (с помощью взрослых).
  • Обучение самоотчету о выполненной работе.
  • Взаимодействие с членами семьи и сверстниками.
  • Обеспечение успешной деятельности.
  • Выявление перцептивных навыков и умений.
Просмотров: 3026
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
  • Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
  • Воспитывающее обучение
  • Коммуникативная готовность к обучению в школе
  • Коррекция межличностного взаимодействия в группе дошкольников
  • Образование
  • Особенности коррекционно-развивающей работы
  • Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
  • Принцип сознательности и активности
  • Принципы дидактики
  • Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
  • Программа «Детский сад – дом радости»
  • Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой
  • Программа «Золотой ключик»
  • Программа «Радуга»
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Психология обучения
  • Психолого-педагогический профиль
  • Развитие общих и специальных способностей в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Содержание дидактической структуры урока
  • Содержание образования
  • Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
  • Социально-бытовая адаптация
  • Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • Характеристика основных категорий педагогической антропологии
  • Характеристика педагогической деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь