Клещев Сергей Васильевич (1902 – 1944)

физиолог, музыковед, автор исследований в области психофизиологии музыкальной деятельности. В 1920-1924 гг. учился в Кубанской консерватории по классу фортепиано и Политехническом ин-те в Краснодаре. С 1924 г. К. преподавал игру на фортепиано в Ленинграде, занимался на Высших курсах искусствознания при Институте истории искусств. С 1927 г. - лаборант по психофизиологии при отделении театра и музыки Института истории искусств и в лаборатории академика И.П. Павлова, где опубликовал первый опыт физиологической разработки музыкальных проблем - "Физиология музыкального восприятия" (сб.: "De Musica", вып. 3. Л-д.). В этой работе К., в противовес Штумпфу, полагавшему, что животные не воспринимают звуковые интервалы, экспериментально доказал, что животные могут различать отношения тонов, т. е. реагировать на них так же, как и на отдельный тон. В этом он видел нейрофизиологическую предпосылку возникновения музыки. По К. слуховое восприятие музыкальных звуков и звукоотношений происходит по принципу условного рефлекса. Музыкальная практика использует основные механизмы ВНД в целях усиления эмоционального воздействия музыки на человека. Основоположником такого подхода к проблемам музыкального искусства, за которым следовал К., был А.Г. Иванов-Смоленский, который в 1928-1934 гг. читал курс физиологии ВНД в Ленинградской государственной консерватории. Несколько работ К. в этот период посвящены физиологии движений в фортепианном исполнении. Он детально анализирует механизмы исполнительского движения, показывая, что они определяются принципами условной связи, индукции, локализации возбуждения во времени и пространстве (Филогенетические предпосылки музыкального слуха (на нем. яз.) "Zeitschrift fur Sinnesphysiology", Lpz., 1932, Bd. 62, № 6; Соотношение звуков как условно-рефлекторное раздражение, - там же, 1932, Bd. 63; Влияние перемены ритмического разделения на условно-рефлекторную нервную деятельность. - там же, 1933, Bd. 64, № 4, 5). К. приходит к выводу о том, что процесс развития пианистических движений и техники музыканта идет по пути постепенного преодоления функций, обусловленных экстрапирамидальной системой и развития пирамидальных импульсов. Иначе говоря, техническое развитие музыканта определяется формированием и совершенствованием тонкого волевого контроля движений. Этот вывод К. был воспринят музыкантами критически, в печати возникла дискуссия, в которой оппонентом К. выступал Г.П. Прокофьев. Идеальное протекание исполнительского процесса К. рассматривал как переход от нотного знака - к представлению звучания, от него - к представлению движения и от него - к осуществлению движения ("К вопросу о механизмах пианистических движений. ("Физиологический этюд)". Сов. музыка, 1935; "Два пути развития техники пианиста", там же, 1936). Однако, такая последовательность отражает лишь общую логику связей, в действительности же возможны и даже желательны непосредственные "сцепления" отдельных ее звеньев. В своей исследовательской деятельности К. также анализировал механизмы сценического волнения музыканта, опираясь на Павловское учение о второй сигнальной системе ("Волнение на эстраде и методы его устранения" / Сов. музыка, 1936). Последней его работой было исследование различения диссонирующих и консонирующих созвучий, которая была опубликована в сб.: "Труды физиологических лабораторий академика И.П. Павлова", т. 10. Л., 1941. К. сочетал в себе талантливого пианиста и психофизиолога. С началом ВОВ ушел на фронт и погиб в бою под Нарвой (1944). В отечественной психологии исследование музыки и музыкальной деятельности с позиций учения И.П. Павлова представлено в трудах М.П. Блиновой, А. Брейтбурга, А. Мутли и др.
Просмотров: 1801
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Ансон Карл Карлович (1887 – 1966)
  • Беляева-Экземплярская София Николаевна (1895 – 1973)
  • Бернштейн Николай Александрович
  • Бернштейн Николай Александрович (1896 – 1966)
  • Бирман Борис Наумович (1884 – 1952)
  • Бретт (Brett) Джордж Сидней (05.08.1879 – 27.10.1944)
  • Вацуро Эразм Григорьевич (1907 – 1967)
  • Веккер Лев Маркович (1918 – 2001)
  • Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955)
  • Иванов-Смоленский Анатолий Георгиевич (1895 – 1982)
  • Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)
  • Каннабих Юрий Владимирович (1872 – 1939)
  • Кауфман Владимир Илларионович (1885 – 1951)
  • Кекчеев Крикор Хачатурович (1893 – 1948)
  • Кларк Александр Федорович (1890 – 1941)
  • Коган Григорий Михайлович (1901 – 1979)
  • Кравков Сергей Васильевич (1893 – 1953)
  • Крис (Kris) Эрнст (1900 – 1957)
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979)
  • Мальцева Екатерина Алексеевна (1883 – 1964)
  • Музыкальная психология
  • Музыкотерапия
  • Поршнев Борис Федорович (1905 – 1972)
  • Прокофьев Григорий Петрович (1883 – 1962)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Сишор (Seashore) Карл Эмиль (1866 – 1949)
  • Хотин Борис Иосифович (1895 – 1950)
  • Яворский Болеслав Леопольдович (1877 – 1942)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь