Музыкотерапия

Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегдасоразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.   

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского, В.Ю.Завьялова, К.Швабе и др. Музыкотерапия может служить  вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

  • катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
  • облегчение осознания собственных переживаний;
  • конфронтацию с жизненными проблемами;
  • приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ.  Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.


Просмотров: 2957
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • 4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов
  • «В мире прекрасного»
  • Аутогенная тренировка (АТ)
  • Беляева-Экземплярская София Николаевна (1895 – 1973)
  • Воздействие на биологически активные точки организма
  • Воздействие на сферу бессознательного
  • Воспитательное воздействие и методический прием
  • Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955)
  • Здоровье и болезнь
  • Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний)
  • Интересов структура Хеннинга
  • Клещев Сергей Васильевич (1902 – 1944)
  • Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
  • Музыкальная психология
  • Музыкальная терапия (музыкотерапия)
  • Музыкотерапия
  • Обеспечение кабинета детского психолога
  • Основы дыхания
  • Понятие «управление»
  • Преодоление состояния фрустрации (регуляция психических состояний)
  • Приемы управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов
  • Психотерапия в методике воспитательного воздействия
  • Развитие способностей
  • Рисование под музыку
  • Система управления
  • Сишор (Seashore) Карл Эмиль (1866 – 1949)
  • Ухтомский Алексей Алексеевич
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Экспозиция
  • Яворский Болеслав Леопольдович (1877 – 1942)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь