Задатки и способности

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
  1. индивидуально-психологические особенности
  2. определяющие успешность выполнения деятельности
  3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
  1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация
  2. Темп обучения каким-либо ЗУН
  3. Наличие границ способности
  4. Нестандартность результатов
  5. Мера общественного признания
  6. Помехоустойчивость
  7. Уровень обобщенности, перенос.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

Эмпирические признаки способностей:
  1. Уровень продуктивной деятельности
  2. Скорость научения
  3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность)
  4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда)
  5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.

Условия развития способностей:
  1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций
  2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.)
  3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
    • - простая деятельность - снижение интересов;
    • - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.

Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
  • - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона
  • - осознание способности
  • - включенность способности в характер
Показатели одаренности:
  • - темп и легкость усвоения материала
  • - широта переноса
  • - время проявления
  • - соотношение результатов с условиями
Факторы, влияющие на развитие способностей:
  • - исходная предпосылка - врожденные задатки
  • - время выявления
  • - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес
  • - всестороннее развитие интересов и способностей
  • - соперничество и сотрудничество

Просмотров: 2349
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Дифференциальная психология




Другие новости по теме:

  • Б.М. Теплов. Способности и одаренность
  • Гениальность
  • Дифференциальная когнитология
  • Задатки
  • Задатки и способности
  • Качественная и количественная характеристики способностей
  • Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Личность и ее структура
  • Одаренность талант гениальность
  • Понятие о способностях и их природе
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
  • Психодиагностика одаренности
  • Развитие изобразительных способностей у детей
  • Развитие общих и специальных способностей в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Развитие способностей
  • Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов
  • Способности
  • Способности и задатки
  • Способности и интеллект
  • Талант
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Теплов Борис Михайлович
  • Теплов Способности и одаренность
  • Тесты специальных способностей
  • Тесты способностей
  • Уманский Лев Ильич (1921 – 1983)
  • Уровень интеллектуального развития человека
  • Характер и деятельность человека. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера.
  • Характер и прочие свойства индивидуальности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь