Алексеева Наталия Александровна. Преемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольников

Преемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольников

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москва «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №415»

Методическое объединение логопедов.

Составила и провела: учитель-логопед: Алексеева Н.А 2016-2017 учебный год

Коммуникативная компетенция — это обучение на основе общения. Жизнь — это общение. А. Сент — Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения».

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что — то новое в его речевое развитие.

 

Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности.

Только через развитие речи возможно становление и совершенствование воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь — залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно — желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово — половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает

внутренней культурой, Цель заключается в том, чтобы ребёнок умело действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения является развитие коммуникативных способностей. Языковое образование и речевое развитие ребёнка — одна из центральных задач сегодня в школе. Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

В своей работе я выделила две задачи:.

  1. необходимость исправления недостатков речевого развития у детей;
  2. использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции,

При решении первой задачи — исправление недостатков речевого развития — выделяю четыре направления

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • уточнение словарного запаса речи
  • выявление уровня сформированности фразовой речи
  • совершенствование речевого общения;

Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:

  • развитие правильного звукопроизношения (постановка звука автоматизация поставленных звуков), чему способствуют скороговорки, артикуляционная гимнастика
  • отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры на занятия
  • корректировка темпов речи, где используются скороговорки
  • развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры.

Например, «Узнай и назови звук», «Подбери слово с данным звуком», «Замени один звук на другой»;

  • достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса логопеда.

Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово — важнейшая единица языка, носитель значений, Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Работа складывается из четырёх направлений:

  1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  2. уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  3. активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слон из речь каждого ребёнка введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте
  4. устранение нелитературных слов, употребляемых иногда детьми, исправление ошибочных ударений, произношений,

Использую следующие приёмы работы над значением слова:

  1. Словобразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. Обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово? или Почему так назвали подосиновик?
  2. сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
  3. выяснить щначение слов по толковому словарю
  4. показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, Детали предмета, особенности внешнего вида, Характерные дествия с ним);
  5. подбор синонимов: хороший — прекрасный, большой ~ огромный;
  6. подбор антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
  7. работа с многозначными словами: идут часы- идут дети — идёт строительство.

У младших школьников работа строится в следующем направлении: для выявления уровня сформированности фразовой речи предлагают пересказать небольшой текст. Так как, чтобы научить вь1сказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.

Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через: — развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми)

  • учебное общение в паре или в группе
  • установление связей между понятиями (ложка — каша, картофель — огород)
  • подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя;
  • выделение голосом главного.
Просмотров: 247
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Шишикина Надежда Петровна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Грачева Татьяна Михайловна Щербакова Валентина Николаевна. Работа над звуковой культурой речи дошкольников
  • Редактор. Стихи для изучения новых слов на английском для детей
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Фокина Мария Сергеевна. Овладение детьми преддошкольного возраста речью как средством общения и культуры
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь