9 РЕЛИГИЯ

Мы, по-видимому, все являемся частью чего-то. Однако если Юнг не верит, что существует Нечто, Не Являющееся Нами и содействующее Праведности, это с точки зрения теологии просто фигура речи. В итоге мы остаемся с numinosum, с религиозным чувством или аффектом, возбужденным идеей Бога, которая, в свою очередь, является наследием наших первобытных предков и вытекает непосредственно из врожденной предрасположенности. Этот numinosum, после того как его потенциальная опасность будет нейтрализована Догмой или Индивидуацией, и является конечным духовным утешением, которое Юнг может предложить своим ближним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в тупике. Само собой разумеется, нам скажут, что сам Юнг не может нести ответственности за своих легковерных последователей, которые считают его великим религиозным или почти религиозным учителем. Можно сказать, что сам он отрицал существование у него намерения произвести на свет религиозную или философскую систему. В формальном смысле слова оба эти аргумента выглядят достаточно здраво. Юнг, безусловно, не является философом, тем более не является он верующим. Также не подлежит сомнению, что возрастающую поддержку, оказываемую юнговской психологии духовенством, можно считать не столько данью религиозности Юнга, сколько реакцией на мнение Фрейда, согласно которому религия — это одна из иллюзий, с помощью которых человек пытается смягчить суровость жизни и выстоять в глубочайших конфликтах, порожденных цивилизацией. В связи с этим тем более необходимо обратить внимание на то, что, на первый взгляд, искусно скрыто под массой юн-говского многословия — а именно: далеко не религиозная по своей общей направленности, юнговская система в основе своей атеистична. Никому не должно быть дела, существует ли Бог, а менее всего — Юнгу. Все, что необходимо — это «пережить установку», поскольку она «помогает жить». Если бы Юнг выступил с таким учением в те самые средние века, которые так ему дороги из-за его любви к алхимии, его наверняка сожгли бы на костре. Кроме того, он явно пошел по стопам своих предшественников-алхимиков. Ибо так же точно, как они проецировали свои бессознательные фантазии в форме химических исследований в природу материи, Юнг спроецировал в современную психологию сонм лжебогов и лжебогинь, выступающих под масками психологических понятий. Если верно, что каждый человек что-то добавляет к архетипическому содержанию юнговско-го Коллективного Бессознательного, можно с большой долей уверенности предвидеть, что когда-нибудь и юнговская система удостоится чести стать архетипом. Возможно, это уже произошло — ведь Юнг не только еретик, но и по сути идолопоклонник, создавший внутри психики множество богов и предлагающий другим людям сподобиться счастья думать о них. То, что «религиозное мировоззрение» направлено на архетипическую идею Бога внутри, а не вне человека; то, что божество — это бессознательная установка наших предков в ту пору, когда они едва слезли с деревьев, сохранившаяся благодаря процессу наследования идей, а может быть, и не совсем идей; и то, что «дух» — это просто юнговский синоним Коллективного Бессознательного — все это может заботить или не заботить юнгианцев и христиан; но именно это в свое время отталкивало Фрейда с его языческим, по сути, мировоззрением. Говоря о том, что религия берет свое начало в детстве, и об арьергардных боях, которые ведут в защиту религиозных систем те, кому должна быть очевидна их непрочность, Фрейд сделал замечание, над которым не мешало бы поразмыслить тем, кто считают Юнга основателем новой Почти-Религии. «Хотелось бы, — писал он, — причислить себя к верующим, чтобы предостеречь философов, пытающихся сохранить религиозного Бога, заменив его безличной тенью, абстрактным принципом, такими словами: «Не произноси имя Господа Бога твоего всуе!»» «8 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТИКА И АЛХИМИЯ   Вверх   10 ИСКУССТВО»
Просмотров: 4063
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь