IV. REX И REGINA

Он оnождеcnвляет своего Меркурия с "llliastes"; смотри "Парацельс как духовное явление", пар. К>0, Kin, up 02, 17()с...ч. и пр. 10. 316 В "Kpistola ad 1 lei mannnm" (Tlie.nl i. che.iu. , V, p. 900) о lapis говорится: "Он восходит из самою себя и чернеет, он опускается и белеет, он растети и уменыиается... он рождается, умирает, снова появляется и после этого живет вечно". 317 Например, Трофоний в его пещере ( Kohdc, I'syche, 1 rans. Hillis, p. Kb, n. 12) и Эрехтей в гробнице Эрехтейона (р. 98). Сами герои часто имеют облик змеи (р. 137), или змея является их символом (р. 290, п. 10б> Мертвые, вообще, очень часто изображаются в облике змеи (р. 1/0) Подобно "герою" алхимии, Меркурию, другое древнее алхимическое божество, Агатодемон. также имеет форму змея. 318 Сравни со змеевидной лодкой Рa, в которой он обьезжает подземный мир (l!tid)V The T.yyptnin Нанеси and Hell, I, pp. 66, 68). Чудовищной змеей par excellence являечея змей Анон (Bndiu:, The (iods of the Egypturn, I, p. 209). В Вавилоне его эквивалентом была Тиамат (I, p. '?J 1) В Книге апостола Варфаломея (Budge, Coptic Apocrypha in the Dialect of Upper Egypt, p. 180.) творится (имеет место перекличка с воскресением Христа): "И вот Аббагон, который есть, Смерть, и Гайос, и Три фон, и Офия, и Фтинон, и Сотомис, и Комфион, которые есть шесть сыновей Смерчи, пробрались в могилу Сына Божьего в форме змей' Бадж комментирует (intro,, p. lxii): "В коптской Амелии живет Смерть со своими шестью сыновьями, и в облике семиглавого змея или семи змей они пробираются в гробницу Господа, чтобы узнать, когда его чело отправляется в Аменги. Семиглавый змей гностиков это всего лишь форма змея Нay... и вера вэтого монстра восходит по крайней мере к шестой династии". "Семь Уреев Аменти", о которых идеч речь в Книге Мертвых (сh. 83), вероятно тождественны "червям Растау, которые живут на телах людей и питаются их кровью" (Папирус Некту-Амен) Когда Ра пронзил змея Анона своим копьем, тот изверг из себя все, что сожрал (Budge, Osiris and the Egyptian Kessurection, 1, p. 65). Это мотив, который встречается в примитивных мифах о ките-драконе. Как правило, отец и мать героя выбираются вместе с ним из чрева чудовища (смотри Symbols of Transformation, par. 538, n, 85), или исторгается все, что было поглощено смертью (par. 310). Этот мотив несомненно является примитивным прототипом апокатастасиса.

319 Апокалипсис 20:2. llonorins of Autun, Speculum de mysteriis ecclesiae (Migne, P.I,., vol. 172, col. 937): "Семиглавый дракон, князь тьмы, своим хвостом сорвал с неба часть звезд, и накрыл их облаком греха, и бросил па них тень смерти".

320 Книга пророка Исайи 38:10: "... во преполовение дней моих должен я идти во врача преисподней".

321 Книга Иова 17:13(.,: "...преисподняя дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя". Книга Иова 2.1:26: "И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их".

322Niedei, Tlude, II, p. 39.

323 Grimm, Teutonic Mythology (trans, by St.allybrass), IV, p. 1540.

324 Сравни с Ницше, "Так говорил Зарагуслра". Зарагуотра говорит уку­сившей его змее: "Когда же ото дракон умирал от яда змеи?" Он ото герой расы драконов, и поэтому его зовут "камнем мудрости".

325 Сравни с историей ..Лукиана об обманщике Александре, который принес яйцо с заключенным внутри пего Лсклением. ("Pseudomantis", 12, в Works, I, pp. 144П'.).

326 Brugsch, Religion und Mytliologie. der aletn Agypter, pp. 103Г)

327 Просто удивительно, насколько аналогично алхимия использовала те же самые образы: opus ото повторение Творении, оно извлекает свет из тьмы (nigredo), lapis ото "единица", он создается в форме риеr, infans, puellus, и может размножаться до бесконечности.

328 Червь означает наиболее примитивную и архаичную форму жизни, из которой, и только из нее, рождается прямая противоположность ро­жденному ползать созданию плица. Змея и птица это классическая пара противоположное чей. Орел и змея, два звери Заратустры, симво­лизируют цикл вечного возвращения. "Ибо твои звери хорошо знают, о Зарачустра, кто ты и кем должен ты стать: смотри, ты учитель Вечного Возвращения" ("Так говорил Зарачустра", гл. "Выздоравлива­ющий" Ф. Ницше, ('с. в 2-х т., т.2, с.160) Сравни с "кольцом возвра­щения" и с "альфа и омега". Пастух, которому в рот заползла змея, также связан с идеей вечного возвращения. Имеете со змеей он образует круг уробороса. "Круг не развивается: ото основной закон". (Афоризм No.28 в Horneffer, Nietzsches Lehre von der Ewigen Wiederkun/l, p. 78). Сравни также с учением Сатурния, в соответствии с которым ангелы сначала создали человека, который мог только ползать, как червь. (Ire naeus, Ade. Inter., 1, XXIV, 1.) Как замечает Ипполит (Elenc.hos, Vll, 28, 3), по причине слабости ангелов, сотворивших человека, он "пре­смыкался, подобно червю".

329 (Смотри "Психология и алхимия", рис. 217. Здесь также имеется кос­венный намек на повешение змеи на дереве. Сравни с алхимическим мифом о Кадмусе (смотри выше, пар. 84ff.) и с "Психология и алхи­мия", рис. 150.

330 Honorius of Autun, Spec, de rnyst. eccl. (Migne, P.I.., vol. 172 col. 915).

331 Migne, P.P., vol, 51, col. 833'

332 Смотри Symbols o/ Transformation, pars. 572ff.

333 Смотри выше, пар. 146; также смотри "Парацельс как духовное явле­ние", пар. 182.

334 Естъ еще одна цитата, а именно из Псалма 21:7. Очень интересно, что псалм начинается такими словами: "Боже мой! Боже мой! Для чего ты оставил меня?", которые являются признаком того, что трансформация Царя Славы в самое ничтожное из божьих созданий воспринимается как Божья немилость. Те же самые слона читаем в Евангелии от Матфея 27:46: "Eli, Eli, lama sabachtani" .

.335 Elenchos, V, 8, 18 (Legge, 1, p. .44).

336 Aricoratus, 45 (ed. I loll, p. 55).

.337 Mm. herm., pp. 117Г

3.38 "Assatus". Этим словом алхимики обозначали процесс подогревания руды.

339 "Костер божественного гиева" напоминает о "божественном костре гиева" Беме. Я не. знаю, существует ли между ними прямая связь. И нашем трактате Божий гнев, обрушиваясь на Христа, обращается против самого Бога. Беме обсуждает этот вопрос в "Aurora" {Works, 1), VIII, 20Н., pp. 62IT., и и Quaes!tones I heosophicae (Amsterdam edn., 1682, pp. 3, 1 HI.), и говорит, что, с одной стороны, костер гнева порождается "сухостью", одним из семи "качеств" Творения, а с другой, он связан с первым принципом "божественного откровения", тьмой (Книга Бытия 1:2), ко торая "проникает в огонь" ("Tabula prineipiornm", I, pp. 2lf.). Огонь скрыт в центре света, а также во всех созданиях, и был разожжен Лю­цифером.

310 Розовый раствор указывает на связь Христа со львом. (Смотри выше, пар. 4291'.).

341 Забавный пример .пой тенденции мы находим у Дом Пернети {Pes h'ables egi/ptiennes ct grccqucs), который демонстрирует алхимическую природу античной мифологии, не замечая того, что как раз эта мифо­логия является той матрицей, из которой вышли алхимические идеи.

342 EJenchos, VII, 276 4f. (Legge, II, p. 78).

343 Смотри "Психология и алхимия".

344 Смотри Leisengang, Р)е> heilige Geist, pp. 78f.

345 Wei Po-yang, "An Ancient Chinese Treatise on Alchemy", p. 241.

346 Сравни с доктриной Лнтроиоса у Зосимы. ("Психология и алхимия", пар. 456).

347 P 251.

348 Весьма примечательно, что доктрина Антропоса была известна и в Китае, основные философские предпосылки которого так сильно отли­чаются от европейских.

349 Кстати, nota bene, прошу не путать ее с эго.

350 Обратный процесс начался в семнадцатом веке. Наиболее ярким его примером являются труды Беме. ("Aquarium sapientum" представляет собой критическую точку между этими двумя тенденциями.) После этого догматический образ Христа начал занимать господствующие позиции и обогащаться алхимическими идеями.

351 Как сказано у Morienus {Art. aurif., II, p. 18): "Вход в царство покоя чрезвычайно узок, и никто не может войти туда, не оцарапав душу".

352 "Есть в нашей химии некая благородная субстанция, которая переходит от господина к господину" (Maier, Symb. aur. mensae, p. 568). "Verus Mercurii spiritus" и "sulphuris anima" - это аналоги дракона и орла, царя и льва, духа и тела {Mus. herm., р. 11). "Senex-draco" должен снова родиться уже царем {Verus Hermes, p. 16). Царь и Царица пред­ставлены хвостом дракона (Kleazar, Uraltes Chymisches Werck, pp. 82ff.). Там же, на стр. 38, сказано, что черный червь и дракон вылезают из царя и царицы в момент nigredo. Червь Питон сосет кровь царя (р. 47).

353 Поскольку алхимические символы насыщены астрологией, важно знать, что главная звезда в созвездии Льва называется Regulus ("маленький царь"), и что халдеи рассматривали ее как сердце льва (Bouche-Leclercq, L'Aslrologie grecque, pp. 4381'.). Regulusэто благоприятный знак при рождении царя. "Cor" (сердце) это одно из названий таинственной субстанции. Оно означает "огонь или любое сильное тепло" (Ruland, Lexicon, p. 114).

354 Смотри "Психология и алхимия", рис. 4, вверху. Также надпись в Pandora (ed. Keusncr), p. 227: "Утопи льва в его крови". Этот символ пришел из Сепиора {Пе с hernia, p. 64).

355 Смотри: орла с головой царя, пожирающего свои перья, на картине Ripley Scrowle:"Психология и алхимия", рис. 228.

356 Пока что я не нашел ссылок на Данте ни в одном из текстов.

357 Berthelot, Alch. grecs, Tl, iv. 28.

358 Трудно объяснить, почему созвездие Змееносца {Serpentarius) названо демоном. С астрономической точки зрения он зависит от Скорпиона и, стало быть, в астрологическом смысле связан с ядом и врачами. И в самом деле, в античном мире он символизировал Асклепия (Roscher, Lexicon, VI, col. 921Г). Ипполит {Elenchos, IV, 47, 5ff.) заявляет, что если созвездие Коленопреклоненного представляет Адама и его труды, а отсюда и первое; творение, то Змееносец представляет второе творение или новое рождение посредством Христа, поскольку он не дает Змею дотянуться до Короны (???????? , corona borealis, Венка Ариадны, воз­любленной Диониса). (Смотри Bouche-Leclercq, p. 609, п. 1). Это тол­кование неплохо соответствует образу "спасителя" Асклепия. Но пос­кольку, по мнению древних, под этим созвездием рождаются заклина­тели змей, то оно может' иметь и негативный оттенок (возможно, также и из-за "ядовитого" Скорпиона.

359 ????????, еще одно название таинственной субстанции.

360 Перекличка с Евангелием от Матфея 13:31: "Царство небесное подобно зерну горчичному".

3G1 "Unionis simplicitas" — речь, вероятно, идет о доктрине "res simplex", символизирующей платоническую "Идею". "Простота — это то, что Платон называл интеллигибельным, а не воспринимаемым чувствами". "Простота — это нерассчитываемая часть", она — "неделима" и обладает "одной сутью". Душа — это "simplex". "Работа не считается совершенной, если она не заканчивается простотой". "Преобразование элементов в про­стоту". "Человек — самое достойное из живых существ и он ближе всего к простоте в силу своей разумности". Цитаты из "Liber Platonis quartorum", Theatr. chem., V, pp. 120, 122, 130, 139, 179, 189.

362 Смотри "Spec, phil.", Theatr. chem., I, p. 298: "Они обнаружили, что истина имеет такую силу, что может творить чудеса". (Смотри также "Phil, chemica", Theatr. chem., 1, pp. 497 и 507).

363 "Physica Tiismegisti", Theatr. chem., I, p. 433.

364 Ibid., p. 434.

365 Стало быть, этот центр не может быть просто Богом ("Единым"), пос­кольку он может быть атакован болезнями только в человеке.

366 "De tenebris comntra naturam", Theatr. chem., I, pp. 530f.

367 Смотри "Дух Меркурий".

367a Turba, Scrmo XLVTI, p. 152. ("Veterum" может пониматься и как "et unientem").

368 Ibid., p. 149.

369 "Дьявол, стремившийся вонзить рога в рай и низвергнутый оттуда, попы­тался затолкать их и разум людей. Рога эти: честолюбие, жестокость, кле­вета и вражда". ("De tenebris contra naturam", Theatr. chem., I, p. 531).

370 Нечто подобное говорится в "Aquarium sapientum", Mus. herm., p. 129 (Waite, 1, p. 11): "Человек помещен Богом в печь страданий, и подобно герметической смеси он долгое время подвергается всевозможным тяж­ким испытаниям, различным бедам и тревогам, пока он не умрет для старого Адама и плоти, и не воскреснет, как поистине новый человек".

371 Здесь слова автора перекликаются с Книгой Премудрости Соломона, гл. 5, строфы 3 и 4: "... это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!" Уместно здесь вспомнить и Книгу Иова 30:10: "Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать перед лицом моим".

372 Книга Бытия 8:6: Ной выпустил ворона на сороковой день. Книга Бытия 7:7: поднятие от потопа. Книга Бытия 7:4: "Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей". Евангелие от Луки 4:lf.: "Иисус... поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней он был искушаем от диавола". Исход 34:28: Моисей был с господом сорок дней и сорок ночей. Второзаконие 8:2: Дети Израиля сорок лет бродили по пустыне.

373 Mus. herm., p. 130 (Waite, 1, p. 111).

374 "An Ancient Chinese Treatise on Alchemy", p. 238. Сравни с мотивом пыток в "Символ превращения в Мессе", пар. 345сл., 410f.

375 Hyl. Haos, pp. 186.

376 Как правило синонимом nigredo является не tristitia [Печаль, грусть, скорбь (лат.) - Прим. ред], а melancholia [Меланколия (греч.) — мелан­холия (дословно: черная желчь — Прим. ред.], как, например, в "Consil. coniugii" (Ars Chemica, pp. 125ff.): "Melancholia id est nigredo".

377 Ars chemica, p. 14.

378 Смотри James, The Apocryphal New Testament, p. 367.

379 Bousset, Hauptprobleme der Gnosis, pp. 58ff.

380 На сходство апофеоза царя с рождением Христа указывает D'Espagnet, Arcanum Hermeticae philosophiae opus, p. 82: "И вот, наконец, opus подходит к концу в другом царском троне Иова, из которого наш самый могучий царь получит корону, украшенную самыми драгоценными ру­бинами. Так год возвращается назад по своим собственным следам".

381 Анима играет роль посредника между сознанием и коллективным бес­сознательным, точно так же, как персона играет роль посредника между эго и окружающим миром. Смотри Психология бессознательного, пар 305сл, 339, 507, с.258слл.

382 Пар. 107 и пр. 38, 116. Смотри "Символ трансформации в Мессе", пар. 366.

383 Смотри Albertus Magnus, "Super arborem Aristotelis" {Theatr. chem., II, p. 527): "Аист сидел там, словно считал себя кругом луны". Аист, как лебедь и гусь, является символом материнства.

384 "Exercit. in Turbam", Art. aurif., I, p. 181.

385 Ibid., p. 180.

386 Примитивное утверждение, что индивид обладает множеством душ, со­впадает с результатами наших исследований. Смотри Tylor, Primitive Culture, 1, pp. 391ff.; Schultze, Psychologie der Naturvolker, p. 268; Crawley, The Idea of the Soul, pp. 235ff.; и Frazer, Taboo and the Perils of the Soul, pp. 27 и 80, и Balder the Beautiful, II, pp. 221ff.

387 Смотри "Психология и алхимия", рис. 27, 57, 257.

388 Ibid., рис. 149.

389 Фаза конфликта между противоположностями, как правило, представ­ляется сражающимися животными, типа льва, дракона, волка и собаки. Смотри Символы Ламбсприпгка в Musaeum hermeticum.

390 Смотри "Психология и алхимия".

391 Ibid., пар. 38, 56сл.

392 В поздней античности Пан был уже не смешным пастушеским богом, а приобрел философское значение. Наассенцы рассматривали его как одну из форм "многообразного Аттиса" (Elenchos, V, 9, 9), и как аналог Осириса, Софии, Адама, Папы, Бакхе (Bakcheus) и т. д. Историю с погребальном плаче рассказывает Плутарх, "The Obsolescence of Orac­les", 17 (Moralia, V, pp. 401ff.) (Смотри "Психология и религия" пар 145). Современным эквивалентом погребального плача является вопль Заратустры: "Бог умер!". ("Так говорил Заратустра".)

393 "Посреди Хаоса можно увидеть вселяющий надежду маленький шар, и это есть высшая точка пересечения всего, что полезно для решения этой задачи. Это маленькое место, от которого больше толка, чем от всего остального, эта часть, которая содержит в себе целое, эта надстройка, которая прочнее базиса, этот вход в сокровищницу, приводит к тому, что единая субстанция представляется двумя... Из этих двух субстанций состоит уникальное совершенство, простое изобилие, сложная вещь, у которой нет составных частей, единственный неделимый топор мудре­цов, из которого возникает свиток судьбы, ровно раскатывающийся за пределы Хаоса, после чего он в положенном порядке движется к заслу­женному концу".

Просмотров: 7456
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь