I Введение. Бессознательное и его язык

Поскольку мы чувствуем этот принцип, мы знаем, что с какими бы конфликтами нам не пришлось иметь дело, в каких запутанных ситуациях нам не пришлось оказаться, все они являются ветвями одного и того же дерева.

Без этой убежденности мы беспомощны, в этом случае серьезная работа со снами и применение Активного Воображения представляются совершенно невозможными. Сама по себе многочисленность наших внутренних "я" подавит нас. Но Кредо учит нас, что все эти "я", все эти энергии исходят из одного неделимого источника, и если идти по их следам в обратном направлении, то можно придти к этому Единому. Одним из способов этого поиска является смелое, посредством внутренней работы вхождение в плюрализм, в дуальность.

Кого из нас в течение многих лет не изводила эта дуальность жизни? Мужское и женское начало, долг и желание, добро и зло, веление сердца и веление разума - мы можем до бесконечности перечислять противоположности, которые выражают инь и ян нашей жизни.

Поскольку мы будем и далее использовать термины инь и ян, имеет смысл разъяснить, что они значат. В древнекитайских психологии и философии эти слова обозначали изначальное непроизвольное разделение мира на противоположности свет и тьму, тепло и холод, мужчин и женщин. Древние мудрецы учили, что понять полную реальность можно только тогда, когда существует равновесие между противоположностями.

Ян обозначал мужское начало: движение, активность, жесткость, тепло, сухость, свет. Инь обозначал женское начало: покой, восприимчивость, мягкость, холод, тьму. В юнгианской психологии мы используем эти термины для обозначения общего человеческого и психологического ощущения дуальности. Содержащиеся внутри нас установки всегда и противоречат друг другу, и дополняют друг друга. Одна часть нашего существа - "за", а другая - "против". Одна часть нашего существа хочет идти вперед, а другая хочет сидеть тихо и подождать развития событий. Одна установка дана мужским началом, другая - женским.

Мудрость, говорили древние мудрецы, - это умение полностью подчиняться инь, когда наступает его время, и также полностью подчиняться ян, когда оно приходит на смену инь. Вне зависимости от характера проблемы равновесие устанавливается только тогда, когда должное воздается обеим сторонам

Но без этой дуальности, этого разделения космоса человеческая жизнь не смогла бы существовать в том виде, в каком мы ее знаем. Это - цена, которую следует платить за наше воплощение в форме наделенных сознанием существ, которые неизбежно научатся делить мир и видеть себя как нечто отличное от него.

Путь к сознанию начинается тогда, когда мы узнаем, как можно разрушить первичное единство нашего изначального бессознательного. Подобно Адаму в Райском Саду, мы овладеваем способностью видеть себя отстраненно от мира и окружающих нас людей. Мы овладеваем способностью делить мир на категории, классифицировать его. Мы начинаем разделять на противоположности не только внешние феномены, но и наши характерные черты: вот это хорошо, а вот это - плохо, вот это нас пугает, а вот это нас успокаивает, вот это нас поддерживает, а вот это нас унижает. Так мы достигаем самосознания, ощущения себя как личности, не принадлежащей стаду, эго, не принадлежащего к коллективному бессознательному.

Но за это сознание приходится платить очень высокую цену: фрагментация, на первый взгляд непримиримое противоречие с самим собой, ощущение того, что вселенная распалась, а смысла в жизни нет. Нашего сознания хватает на то, чтобы терзаться противоречиями жизни, и, в то же время, оно не настолько развито, чтобы мы могли осознать базовое единство жизни. И все же, идя именно по этой тропе, Природа осознала свое собственное существование, она породила единственного свидетеля этого существования - человеческое сознание.

В "Сборнике Сочинений" Юнга можно найти такие строчки:

"Вы можете спросить "А какого черта человек должен был лезть из кожи, чтобы достичь высшего уровня сознания". Поистине, это главный вопрос, и ответить на него нелегко. Вместо ответа я могу предложить только свою веру я верю, что по прошествии тысяч и миллионов лет кто-то должен был осознать, что этот чудесный мир океанов и гор, солнц и лун, галактик и облачностей, растений и животных, действительно существует. Как-то раз, будучи в Восточной Африке, я забрался на небольшую горку и наблюдал оттуда, как на равнине в беззвучном спокойствии огромные стада диких животных паслись так же, как они это делали с незапамятных времен, которых коснулось только легкое дыхание первобытного мира. Тогда я чувствовал себя первым человеком, первым существом, которое осознало все это. Весь мир вокруг меня находился в своем первобытном состоянии; он не знал, что он существует. И тогда, в тот самый момент, когда я осознал этот мир, он стал существовать, если бы этот момент не наступил, этого бы никогда не произошло. Вся Природа стремилась к этому и добилась своего в человеке. Мир увеличивается ровно настолько, насколько мы продвигаемся вперед по пути осознания" *

* Jung Collected Works v9 p 177

Да, мы отделились, да, мы создали этот мир тем, что осознали свою индивидуальность в нем, но наша задача еще не выполнена. Каждому из нас интуиция подсказывает, у каждого из нас есть скрытая убежденность в том, что все это, в конце концов, сложится в общий смысл. У человеческих существ есть универсальное чувство единства жизни, и мы можем осознанно придти к пониманию этого. Насколько я смог понять, именно это осознание первичного и сущего единства человеческой души большинство религий и философий называют "просветлением".

Внутренняя работа открывает нам одну из наиболее важных троп, ведущих к единому "я". Многие люди верят, что они могут достичь единства, двигаясь в обратном направлении, избегая конфликтов, притворяясь, что конфликтов не существует. Внутренняя работа на практике доказывает нам, что мы можем справиться с конфликтом, справиться с дуальностью, можем смело войти в самую гущу ссорящихся голосов и пробраться сквозь них к единству, которое они, собственно, и выражают.

Мы не можем двигаться в обратном направлении. Мы не можем отступать. Мы не можем отыскать наше первичное ощущение единства, отменив наше сознание и вернувшись к животному бессознательному. Наша эволюция пошла по другому пути, и этот путь заложен в нашу личность так же прочно, как и в структуру наших физических тел. Наш путь ведет прямо вперед, не в обход дуальности, а через нее, к осознанию базового единства. Наша задача состоит в том, чтобы отыскать фундаментальное единство и смысл жизни, не принося в жертву наше осознание плюрализма, наше ощущение самих себя как отдельных, индивидуальных существ.

Именно потому, что космос разделен на небо и землю, а небо и земля ведут диалог между собой, вселенная породила Христа, Будду, Магомета и пророков. Каждый из них несет в себе архетип единого "я" и послание, гласящее, что множество - это, в сущности, единица. Именно потому, что в нашей личной жизни имеет место конфликт и наша воля не избегает его, а превращает в конструктивный диалог, мы растем в направлении сознания.

Честно говоря, это наш жребий - жить в дуальности и парадоксе. Жизнь состоит из диалога парадоксальных элементов. Как это ни странно, но этот диалог является также и самой верной дорогой к единству. Наши сны - это его сцена, его мастерская и его поле боя. А Активное Воображение - это его великолепный язык.


«Роберт Алекс Джонсон. Сновидения и фантазии Анализ и использование.   Вверх   II. Работа со снами»
Просмотров: 11047
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"
  • Юнг, Карл Густав "Проблемы души нашего времени"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь