5 ХАРАКТЕР И СОЗНАНИЕ

Однако очевидно, что эти составные части характера, будь то позитивные или негативные, фрустрированные или удовлетворенные, не представляют всей полноты либидинозного характера. Как бы ни были разобщены на раннем этапе его сексуальные компоненты, человек по природе своей — двуполое животное; и некоторые из основных черт его характера зависят от того, как он перенесет в детстве гомосексуальную фазу развития и насколько ему удастся достичь успеха, когда у него пробудится гетеросексуальный генитальный интерес. Одна из поистине гигантских задач, стоящих перед психоаналитиками — это классификация типов бессознательных гомосексуалистов, которых, кстати, следует четко отличать от тех, чья сексуальная ориентация открыто инвертирована. Конечно, имеется немало случаев скрытой инверсии, когда, будучи на практике гетеросексуальным, человек проявляет очевидные физические и психические признаки гомосексуальности. Однако настоящего бессознательного гомосексуалиста не так просто распознать. Некоторых, правда, можно без труда узнать в коктейль-баре, где женщины — зачастую элегантные, хрупкого сложения и склонные к депрессии — пьют джин и наслаждаются возможностью побыть «мужчиной среди мужчин», чей характер очень напоминает их собственный и с которыми они поддерживают довольно беспорядочные отношения, преднамеренно усложненные и, как правило, не приносящие им удовлетворения. Вдобавок к этим осложнениям, на каждой стадии своего развития либидинозный характер находится под влиянием моделей реагирования, выработанных индивидуумом для подавления своей бессознательной агрессивности, в особенности ее садистских и мазохистских компонентов, возникших из слияния влечений, связанных с либидо, и деструктивных влечений. Наиболее важные оценки инстинктивного характера зависят от комбинации склонностей, связанных с либидо и агрессией. Открыто экспансивным и дружелюбным типам можно противопоставить сдержанные или негативистские типы, властолюбивым и агрессивным садистским типам — робкие и жертвенные мазохистские типы. Однако наиболее важной является та подгруппа, которая отличается амбивалентностью чувств и установок, порождающей такие разнообразные реакции, как сомнение, нерешительность, инертность, колебания, непоследовательность, а также ряд «парных» реакций — например, чередующаяся сверхчувствительность и бесчувственность к внешним раздражителям. Следующим по степени значимости является выделение черт характера, обязанных своим существованием действию одного или нескольких бессознательных механизмов. Одно из первых наблюдений этого плана касалось влияния бессознательного механизма проекции, с помощью которого болезненные психические раздражения воспринимаются так, как если бы они возникли вне личности, после чего на них реагируют как на нечто предосудительное или опасное. Субъект, обладающий проективным характером, может в любой момент обрушить вызванное своей сверхчувствительностью раздражение на тех, с кем контактирует в семье и обществе; он является весьма трудным супругом, а занявшись политикой, становится бестолковым реформатором. Аналогичным образом удалось объяснить такие реакции, как рассеянность, ненадежность, тугодумие, преувеличенно бурная реакция на малозначительные события и т. п.: здесь сказывается влияние незначительных дефектов или гипертрофии механизма вытеснения. Однако главное заключается в том, что механизм формирования реакций, при котором бессознательные импульсы сдерживаются противоположными идеями и установками, является основой формирования характера. Чрезмерно заботливый и жалостливый субъект, которого глубоко возмущает сама мысль о том, что кто-то может причинять боль животным, робкий и застенчивый в общении и споре, однако при этом неуступчивый и чрезмерно эмоциональный, чья готовность к самопожертвованию несколько навязчива, а склонность тиранить других явно выходит за пределы допустимого, является карикатурной иллюстрацией к типу характера, сформированного реакциями. Разумеется, типов реактивного характера столько же, сколько в инстинкте компонентов. Классификация типов формирования характера по их инстинктивному источнику или динамической функции вскоре заставила сделать следующий шаг и начать изучение тех бессознательных механизмов, которые непосредственно воздействуют на структуру эго и оставляют на ней свой глубокий отпечаток. Достаточно будет двух примеров: во-первых, бессознательные идентификации, будь до дружественные или враждебные, с членами семьи, которые оставляют неизгладимый отпечаток в характере ребенка и могут во многом определять его поведение, когда он вырастет; и во-вторых, более глубокое восприятие влияния родителей (интроекция), вокруг которого в дальнейшем строится бессознательная совесть. Здесь, несомненно, кроется разгадка многих загадок процесса формирования характера; с учетом этого мы можем разложить по полочкам типы подражателей — гротескно мужественных женщин и женственных мужчин, сыновей, болезненно зависящих от матерей, и дочерей, зациклившихся на отцах, революционеров и консерваторов, лидеров и приверженцев, тех, кто придавлен к земле чувством собственной вины и, кажется, просит прощения уже за то, что существует на свете, и закоренелых эгоистов, чья бесчувственность или черствость нередко граничит с патологически антиобщественными жизненными установками. Отсюда уже рукой подать до сопоставления групп характеров с классическими формами умственных расстройств. Эта, пожалуй, самая полезная из всех классификаций — во всяком случае, она обеспечивает максимальную точность прогнозов, — основывается на том факте, что если, например, невротик изолирует свои симптомы от остальной части эго и часто даже заключает их в капсулу, нормальный человек непрерывно разряжает мелкие конфликты своей жизни через свою личность, что приводит к формированию типичных характеров. Пока что у нас нет точных статистических данных, основываясь на которых можно было бы идти дальше, но мы не будем чересчур далеки от истины, если скажем, что человечество можно разделить на истерический, невротический, депрессивный, алкоголический, ипохондрический, параноидальный, шизоидный и психопатический* (Настоящий психопат не страдает ни неврозом, ни психозом, однако его эмоции, мысли и поведение отличаются нестабильностью, он зачастую страдает сексуальными извращениями и проявляет антиобщественные наклонности; одним словом, психопаты — это те, кого ранее причисляли к «нравственно ущербным личностям» («моральное слабоумие») ) типы, имея в виду, что они используют в личной и общественной жизни бессознательные механизмы, которые, будь их действие более сильным, дали бы классическую картину невроза, психоза или психопатии. Вечно чем-то встревоженная, но явно играющая при этом на публику женщина, вся жизнь которой — бесконечная цепь эмоциональных срывов, вызванных главным образом ее собственной неуравновешенностью; эмоционально заторможенный педант, который регулирует свою жизнь четкими системами навязчивых ритуалов и расписаний; снедаемый комплексами неполноценности и собственной вины горемыка, безмолвно молящий о любви, но делающий все, чтобы его отвергли; разбитной забулдыга, который каждый день завязывает в пивной с кем-нибудь дружбу и к моменту ее закрытия обнаруживает, что «закадычных друзей» и след простыл; тайный пьяница, которому никак не удается напиться; ипохондрик, погруженный в изучение метафизических основ функционирования пищеварительного тракта; вегетарианец с теософским уклоном, ставящий у себя в туалете книжные шкафы с душеспасительной литературой; преобразователь мира, без устали бичующий пороки современной цивилизации, для исправления которых он может предложить безотказную методику; обращенный внутрь себя непробиваемый нарциссист, настолько озабоченный обнаружением Бога в собственном бессознательном эго, что вынужден жить в общественном вакууме; рассеянный, хотя зачастую и наделенный выдающимися умственными способностями недотепа, который с того момента, как он стал мужчиной, сеет вокруг себя раздоры и беспорядок — хотя в нашем описании характерные черты этих типов более акцентированы, чем в реальной жизни, их можно встретить повсюду, а их поведение в кризисной ситуации можно предсказать почти со стопроцентной точностью. К этой формальной классификации можно добавить собранную Теофрастом коллекцию «особых типов», выделенных по какой-либо характерной или необычной особенности их поведения. Литература изобилует примерами представителей этой группы, главным образом описательными: скряга, игрок, мизантроп, женоненавистник, ханжа, задира, нытик, мот, лицемер, брюзга, оптимист, козел отпущения, совратитель, авантюрист, хвастун и эгоист. Следует заметить, что задачу описания этих типов писатели-реалисты исполнили несравненно лучше профессиональных психоаналитиков, которые сочли себя вправе писать на эту тему главным образом потому, что обладали знаниями о функционировании механизмов, формирующих эти характеры. Однако психоаналитики прибавили к перечисленным выше типам немало новых, о чем свидетельствуют сделанные Фрейдом клинические описания и анализы личностей «преступника, чьим мотивом была бессознательная вина», «романтика, зацикленного на семье», «бессознательной жертвы успеха», не говоря о бесчисленном множестве других аналитических очерков, посвященных реакциям, доминирующим в тех или иных характерах.
Просмотров: 6727
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь