Юнг, Карл Густав "Mysterium Coniuctionis", "Компоненты Coniuctio"

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Предлагаемаячитателям работа завершает тридцатилетние исследованияалхимии К.Г.Юнгом. Это поистине opus magnumК.Г.Юнга -- шедевр,где, отмечает он с удовлетворением, "наконец определено место в реальности и установлены исторические основания моей психологии. Таким образом, моязадача выполнена, моя работа завершена, и теперь можно остановиться"*.

Вэтой работе К. Г. Юнг не только открывает новые аспекты развития европейской мысли, но также раскрывает такие основные психологические проблемы, как структура самости(= lapis ) и эго, их взаимоотношения, природу переноса и контр переноса, процесс активного воображения, раскрывает сутьиндивидуации и ее параллель салхимическим opus .

Впервыенапечатанакак Mysterium Coniunctionis:Utersuc- hung uber die Trennung und Zusammensetzungger seelishen Ge-gensatre in der Alchemie, Parts I иП, RascherVerlag, Zurich, 1955 и 1956.

Переводвыполнен с CW, V14. Для удобства читателей приведена нумерация параграфов, всоответствии с английским собранием сочинений К. Г.Юнга.

Вприложении приведена таблица соответствий нумерации параграфов английского и немецкого изданий. В связи с большим объемом,латинские и греческие цитаты выпущены из приведенного издания.Заинтересованным читателям рекомендуем обращаться к 14 тому собраний сочиненийК. Г. Юнга. В остальном издательство старалось сохранить структуру и справочныйаппарат 14 тома собрания сочинений К. Г. Юнга.

К.Г.Юнг Тэвистокскиелекции К.СИНТО, 1995, с.221
ПРЕДИСЛОВИЕ

Работа над этой книгой началась более десяти лет тому назад. Мысльнаписать ее впервые пришла мне в голову после того, как я прочитал эссе Карла Кереньи, посвященное Эгейскому Празднику в "Фаусте" Гете.1Литературным прототипом этогопраздника является "Химическая Свадьба", написанная ХристианомРозенкрейцером и сама являющаяся порождением традиционного для алхимии символабожественного брака. Тогда у меня возникло искушение прокомментировать эссе Кереньи с точки зрения алхимии ипсихологии, но вскоре я обнаружил,что эта тема слишком обширна, чтобы ееможно было изложить на нескольких страницах. И хотя работа вскорезакипела, прошло более десяти лет, прежде чем я смог собрать исистематизировать весь материал по этой центральной проблеме.

Читателю должно быть известно, что в книге "Психология и Алхимия",впервые опубликованной в 1944 г.2, я показал, как обычные дляалхимии определенные архетипические мотивы появляются в сновидениях современныхиндивидуумов, совершенно не знакомых салхимической литературой. В этой книге я лишь слегка коснулся богатства идей исимволов, скрытогов недооцененных трактатах об этом совершенно неправильно понятом "искусстве"вместо того, чтобы подробно описатьего, как оно того заслуживает, ибо моя главная задача состояла в демонстрации того, что мир алхимических символов никоим образом не валяется на свалке истории, анаходится в реальной и живой связи снашими новейшими открытиями в областипсихологии бессознательного. Это область современной психологии дает ключ к тайнам алхимии, а алхимия, всвою очередь, подводит подпсихологию бессознательного солидную историческуюоснову. Такая тема вряд ли интересна широкой общественности и по этой причине, по большей части, понималась неправильно. Большинство людей не тольконичего не знало об алхимии как обобласти естественной философии и религиозномдвижении, но и не было знакомо с современными открытиями в области архетипов или, по крайней мере, понимало ихнеправильно. Действительно, многие люди воспринимали их как чистую фантазию, хотя у них перед глазами был хорошо известный пример целых чисел, которые тожебыли открыты, а не изобретены, неговоря уже о примере "моделей поведения" в биологии. Целые числа иинстинктивные формы существуют вреальности, и то же самое можно сказать и о многих других естественных конфигурациях и типах, примером которыхявляются "коллективные представления" Леви Брюля. Они являются не "метафизическими"рассуждениями, а, как мы и надеялись,признаками единообразия Homo sapiens .

Сегодня существует настолько обширная и разнообразная литература попсихотерапии и психологии бессознательного, что любой человек имеет возможностьознакомиться с открытиями и господствующими теориями на эту тему. Это не истиннаяалхимия, поскольку большинство посвященных ей трудов подпорчено ошибочнымпредположением, будто она была всего лишь предшественницей химии. Гельберт Зильберер3былпервым, кто попытался понять ее более важный психологический аспект, насколькоему это позволяли его ограниченные средства. Из-за нехватки современныхтолкований и относительной недоступности источников трудно сформировать адекватную концепциюпроблем философской алхимии. Цель данной работы и заключается в том, чтобызаполнить этот пробел.

Само название, которое алхимики дали своей науке - "спагирическое"искусство4, и их девиз " solve et coagula " (растворяй исгущай), говорит о том, что они видели суть своего искусства в сочетанииразделения и анализа с консолидацией и синтезом. Алхимиков, прежде всего,интересовало первоначальное состояние, в котором имел место конфликт противоположных тенденцийили сил; потом они ставили важный вопрос о методе, с помощью которого можно былобы вновь соединитьразделившиеся враждебные элементы и качества. Первоначальное состояние, названное haos , не задавалось с самого начала и егоследовало искать, как prima materia . И если начало работы небыло самоочевидным, то еще в меньшей степени самоочевидным был ее конец. Естьмножество рассуждений на тему природы конечного состояния и все они отражены в егоопределениях. Самыми распространенными являются идеи его постоянства (продление жизни,бессмертие, способность не поддаваться разложению), его андрогенности, его духовности иматериальности, его человеческих качеств и сходства с человеком (гомункулус), а такжеего божественности.

В психической сфереявной аналогией этой проблемы противоположностей является раздвоение личности,порождаемое конфликтом несовместимых тенденций, проистекающих, как правило, издисгармоничности характера. Подавление одной противоположности приводит только кпродлению и расширению конфликта, - иными словами, к неврозу. А терапевт сталкивает этипротивоположности и пытается создать из них целостность. Образы цели, которые в этомслучае возникают в сновидениях, зачастую соответствуют определенным алхимическим символам.Пример подобного явления известен любому аналитику - это феномен"переноса" соответствующий мотиву "химической свадьбы". Чтобыне перегружать данную книгу, я написал специальное исследование по психологии"переноса", используя алхимические аналогии в качестве путеводнойнити.5 Точно так же возникающие в сновидениях незначительные или явныепроявления целостности, или самости, в алхимии являются многочисленнымисинонимами lapis Philosop horum , который алхимики уравнивали с Христом. Поскольку эти связи имеют очень большое значение, я посвятил имотдельное исследование под названием "Aion". Другими производными от темыэтой книги являются мои трактаты "Философское Дерево", "Синхронистичность: принцип акаузальнойсвязи" и "Ответ Иову".

Первая и вторая части этой работы6 посвящены теме противоположностей и ихединства. Третья часть представляет собой комментарии к алхимическому текстускорее всего тринадцатого века, автором которого явно является служитель церкви, описавшийнеобычное состояние разума, в котором происходит взаимопроникновение христианства иалхимии. Опираясьна мистицизм "Песни Песней", автор пытается соединить явноразнородные идеи, отчасти христианские, отчасти порожденные естественнойфилософией, в поэме, написанной в форме гимна. Этот текст называется "Auroraconsurgens" (или "Aureahora") и традиционноприписывается Фоме Аквинскому. Вряд ли стоит упоминать, что исследователи творчества Фомы всегдаотносили этот текст к числу фальшивок. Причиной тому, несомненно, является ихтрадиционная неприязнь к алхимии. Отрицательное отношение к алхимии вызвано, по большейчасти, невежеством. Люди не знают, что она значила для посвященных, поскольку, какправило, воспринимают ее как обычную погоню за золотом. Я надеюсь, что в своей книге"Психология и Алхимия" я доказал, что она, если понимать ееправильно, не имеет с этим ничего общего.

Алхимия значила очень много для таких людей, как Альберт Великий, РоджерБэкон и святой Фома Аквинский. Мы располагаем не только такими раннимисвидетельствами, как труды Зосимы из Панополиса, датируемые третьим столетием, но и труды ПетраДоброго из Феррары, написанные в начала четырнадцатого века. Оба автора указывают нааналогичность алхимического эликсира и Бого-человека. "Auroraconsurgens" пытается соединитьхристианскую и алхимическую точки зрения. Поэтому я и выбрал этот текст в качествепримера того, как дух средневекового христианства примирился с алхимической философией, и вкачестве иллюстрации к современному исследованию алхимической проблемыпротивоположностей.7

Просмотров: 5607
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложение: кто есть кто в греческой мифологии
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь