Ф

ФАЛЛИЧЕСКИЙ (phallic) См. ПЕНИС И ФАЛЛОС. Отсюда:
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА
Идея о женщине с фаллическими атрибутами: обычно либо ИНФАНТИЛЬНАЯ концепция МАТЕРИ во время ПРЕЭДИПОВЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, либо невротическая концепция женщины у мужчин, которые чувствуют антипатию к женщинам или обнаруживают к ним мазохистическое подчиненное отношение (см. МАЗОХИЗМ, ПОДЧИНЕНИЕ). Данное понятие встречается также в примитивных религиях, мифологии и фольклоре.
Женщина, воспринимаемая другими или собой как воплощенное данной идеи. В обоих случаях неясно, следует ли рассматривать такую женщину как маскулинную или как гермафродитную.
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ФАЗА Стация инфантильного ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ), во время которой ребенок поглощен своим ПЕНИСОМ, его функциями и вообще идеей потенции. Она следует на АНАЛЬНОЙ и предшествует ЭДИПОВОЙ фазе.
ФАЛЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Человек, демонстрирующий КОМПУЛЬСИВНЫЕ черты характера, свойственные ФАЛЛИЧЕСКОЙ ФАЗЕ (см. выше). Более узко – человек, понимающий сексуальное поведение как проявление потенции, в противоположность ГЕНИТАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ, который понимает его как участив в отношениях.
ФAЛЛOЦEHTPИЧECKИЙ(phallo-centric) Термин, использованный Джонсом для описания тенденции КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ придавать чрезмерное значение ПЕНИСУ и, в особенности, объяснять психологию женщин как реакцию на открытие того факта, что у них отсутствует пение.См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; КАСТРАЦИЯ; ЗАВИСТЬ; ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ.
ФАНТАЗИЯ (1) (fantasy and phantasy) Согласно O.E.D., "В современном употреблении слова FANTASY и PHANTASY, несмотря на одинаковое звучание и этимологию, понимаются как разные слова. Преобладающее значение первого – "каприз, прихоть, причудливая выдумкам, а второго – «воображение, воображаемое понятие». Поскольку психоаналитическое представление скорее сродни ВООБРАЖЕНИЮ, чем прихоти, английские психоаналитики неизменно пишут PHANTASY, а не FANTASY, но лишь некоторые, если таковые вообще есть, американские авторы последовали за ними в этом.
ФАНТАЗИЯ (2) (PHANTASY) Психоаналитическая концепция фантазии не избежала двусмысленности, свойственной повседневному использованию этого слова. В одном из значений фантазия связана с воображением, грезами, мечтанием, в противоположность адаптивному мышлению и поведению (см. АДАПТАЦИЯ). В этом смысле она является синонимом невротического мечтания. В другом значении относится к образной деятельности, лежащей в основе мышления и чувств. В теоретических работах обычно подразумевается второе значение слова. Отсюда и написание phantasy, принятое английскими, но не американскими авторами (см. ФАНТАЗИЯ (1)). Все школы согласны с тем, что сознательная психическая деятельность сопровождается, поддерживается, обеспечивается, оживляется и находится под влиянием БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ фантазии, которая начинается в детстве, первоначально имеет дело с биологическими процессами и связями и подвергается символическому усложнению (см. СИМВОЛ). Существует, однако, значительное расхождение во мнениях относительно практической ценности построения ИНТЕРПРЕТАЦИЙ на языке бессознательных фантазий. Клейнианцы считают, что только такие интерпретации являются эффективными; Эго-психологи (см. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ) считают их «дикими» (напр., драматические заявления о желании, скажем, атаковать ГРУДЬ или ПЕНИС, в которых мало смысла для взрослого ЭГО пациента). Клейнианская теория использует «бессознательную фантазию» в качестве связующего звена между ИНСТИНКТОМ и мыслью. "По поводу обнаруженных здесь точек зрения:
а)фантазии являются первичным содержанием бессознательных психических процессов;
б) содержание бессознательных фантазий первоначально связано с телом и представляет инстинктные цели, направленные на объекты;
в) эти фантазии прежде всего являются психическими представителями ЛИБИДНЫХ и деструктивных инстинктов;… и
г) АДАПТАЦИЯ к РЕАЛЬНОСТИ и реальное мышление требуют поддержки совместно действующих бессознательных фантазий…" – Susan Isaacs (1952). Классическая теория придерживается практически того же мнения, помещая фантазию в ИД.
Фантазии могут быть ГЛУБИННЫМИ иди ПОВЕРХНОСТНЫМИ, ОРАЛЬНЫМИ, АНАЛЬНЫМИ, ФАЛЛИЧЕСКИМИ, ГЕНИТАЛЬНЫМИ, СОЗНАТЕЛЬНЫМИ или БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ, ЛИБИДНЫМИ или агрессивными (см. АГРЕССИЯ), ИНФАНТИЛЬНЫМИ или взрослыми, садистскими или мазохистскими (см. САДИЗМ и МАЗОХИЗМ), КРЕАТИВНЫМИ или НЕВРОТИЧЕСКИМИ, ИСТЕРИЧЕСКИМИ, ОБСЕССИВНЫМИ, ДЕПРЕССИВНЫМИ, ШИЗОИДНЫМИ, ПАРАНОИДНЫМИ и т.д. См. также ВООБРАЖЕНИЕ; СИМВОЛИЗМ.
ФЕКАЛИИ (faeces) Экскремент, кал. Поскольку АНАЛЬНАЯ фаза является второй из ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, а приобретение СФИНКТЕРНОГО (кишечного) контроля является достижением соответствующей фазы РАЗВИТИЯ ЭГО, слова «фекалии» и «дефекация» занимают видное место во всех психоаналитических историях болезни. Любому, кто склонен скептически относиться к тому, действительно ли фекалии и дефекация играют такую важную роль в нашей психической жизни, как подразумевается в литературе, стоит задуматься, в какой мере в нецензурном языке используются фекальные термины для выражения оскорбления, презрения и пренебрежения.
ФЕМИННЫЙ, ФЕМИННОСТЬ (feminine, FEMININITY) Имеющий отношение к паттернам доведения, установкам и т.д., которые считаются психологическими вторичными половыми признаками женщины. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ склонна считать, что феминность имеет существенную связь с ПАССИВНОСТЬЮ и МАЗОХИЗМОМ и что женская психология центрируется вокруг трудностей, связанных с принятием беспомощной позиции. Тогда как мужчины, говоря психоаналитическим жаргоном, «усваивают маскулинную роль», женщины «принимают феминную роль» неохотно и только после «отказа от ПЕНИСА». Как отметил Джонс, этот взгляд на феминность является примером «ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКОГО» уклона Фрейда, и он подвергался критике со стороны многих, хотя и не всех, женщин-аналитиков. Относительно концепции феминности, основанной на идее восприимчивости, см. Рауле (1935). По поводу некоторых трудностей, связанных с пониманием того, какие психические характеристики являются врожденно маскулинными, а какие – феминными, см. МАСКУЛИННЫЙ. См. также АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; БИСЕКСУАЛЬНЫЙ; КАСТРАЦИЯ.
ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА (esakower phenomenon) Впервые описанное Isakower (1938) ГИПНАГОГИЧЕСКОЕ переживание, при котором субъекту представляется, что к его лицу движутся мягкие, тестообразные массы. Исаковер объяснил это явление как возобновление детского опыта пребывания у ГРУДИ. О соотношении этого феномена с понятием ЭКРАНА СНОВИДЕНИЯ Левина и психологией сна см. Lewin (1946).
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (phenomenology) Изучение опыта. Феноменологические исследования
а) ограничиваются пределами опыта, рассматриваемого в границах сознания, не учитывая, что он является следствием лежащих в его основе процесса, не объясняя этот опыт как проявление ноуменов, сущностей, принципов и т.д., о которых сознание не осведомлено;
б) формулируют свои данные с точки зрения СУБЪЕКТА.
Психотерапевты и философы, придерживающиеся феноменологической точки зрения, обычно отвергают идею БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО и те разделы психоаналитической теории, в частности, МЕТАПСИХОЛОГИЮ, которые сформулированы так, будто субъект можно наблюдать извне, когда наблюдатель не идентифицируется с субъектом (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ).См. также ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ЭССЕНЦИАЛИЗМ, ОНТОЛОГИЯ, ПЕРСОНОЛОГИЯ.
ФЕТИШ (fetish)
Неодушевленный объект, служащий предметом поклонения первобытных людей в связи с его магической силой или с обитающим в нем духом. Отсюда
Объект, который фетишист наделяет сексуальным значением и в отсутствие которого он не способен к сексуальному возбуждению. Сексуальный фетиш представляет собой или неодушевленный предмет, или несексуальную часть тела; к неодушевленным обычно относится одежда, обувь, украшения, к телесным – ступни ног или волосы.
Можно сказать, что фетишисты рассматривают свой фетиш как «населенный духом», поскольку фетиш явно ассоциируется с человеком, не являясь таковым; и как обладающий «магической силой», поскольку его присутствие даетим силу, которой в противном случае они лишены. Фетишизм является классическим примером мышления первичного процесса, влияющего на поведение, поскольку
а) фетиш характеризуется многозначностью, источником которой являются КОНДЕНСАЦИЯ, СМЕЩЕНИЕ и СИМВОЛИЗАЦИЯ других объектов, и
б) фетишист ведет себя таким образом, как будто бы фетиш и есть эти другие объекты, а несоответствия и абсурдность тревожат его не более, чем спящего во время сна (см. СНОВИДЕНИЕ). См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ; РАСЩЕПЛЕНИЕ.
ФИКСАЦИЯ (fixation) Процесс, посредством которого человек становится или остается амбивалентно привязанным (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) к ОБЪЕКТУ, уместному на более ранней стадии РАЗВИТИЯ. Таким образом, фиксация является свидетельством срыва на пути прогрессивного прохождения через стадии РАЗВИТИЯ ЛИБИДО. Понятие предполагает, что фиксированный индивид
а) имеет тенденцию вовлекаться в ИНФАНТИЛЬНЫЕ, устаревшие паттерны поведения или регрессировать (см. РЕГРССИЯ) к таким паттернам в условиях стресса;
б) склонен к компульсивному выбору объектов (см. КОМПУЛЬСИВНЫЙ) на основе их сходства с объектом, на котором он фиксирован; и
в) страдает от истощения имеющейся ЭНЕРГИИ в результате вложения ее в прошлый объект. Чрезмерная ФРУСТРАЦИЯ и УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, чрезмерная ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ приводятся как причины фиксации. Отсюда ОРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА МАТЕРИ, АНАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА ОТЦЕ (см. в соответствующих статьях).
ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (phylogenetic) Относящийся к эволюции видов. См. ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ.
Просмотров: 1011
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь