К

КАСТРАЦИЯ, КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА(castration, castration ANXIETY) Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, все мужчины и дети мужского пола подвержены кастрационной тревоге, хотя вопрос об истинной природе этого явления остается предметом споров и дальнейших разработок. Это понятие лишь в редких случаях имеет отношение к кастрации в ее анатомическом, хирургическом значении (удаление яичек). Гораздо чаще оно относится или
а) к утрате ПЕНИСА – как при УГРОЗАХ КАСТРАЦИИ, используемых для удержания маленьких мальчиков, пойманных при мастурбировании, или
б) к потере способности получать ЭРОТИЧЕСКОЕ удовольствие, или
в) к деморализации относительно МАСКУЛИННОЙ роли.
Хотя, по очевидным причинам, женщины не могут испытывать кастрационную тревогу в ее прямом смысле, классическая теория утверждает, что и у них существует КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ, вследствие которого они или ощущают себя «кастрированными», испытывая настоятельную потребность доказать, что и у них есть адекватная символическая замена пенису (см. СИМВОЛ), или ощущают тревогу по поводу любого органа или деятельности, которые стали эквивалентом пениса. Работы самого Фрейда о комплексе кастрации у женщин проникнуты убеждением, что вагинальные ощущения (см. ВАГИНА) не появляются до наступления половой зрелости и что, следовательно, девочки воспринимают свою генитальную анатомию как свидетельство того, что у них отсутствует пенис. На долю аналитиков-женщин выпала задача доказать, что девочки могут осознавать свою женственность с самых ранних дней, а также показать, что мальчики могут завидовать репродуктивной способности своих матерей, как девочки завидуют пенису. См. ФЕМИННЫЙ; ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ; ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИЙ. Понятие кастрационной тревоги поднимает вопрос о том, кто является кастратором, – т.е. кому более свойственно вызывать ее: мужчинам или женщинам, а также – интернализируется ли она (см. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ), т.е. какими ОБЪЕКТАМИ она вызывается: внешними или внутренними. ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ имеет тенденцию рассматривать кастрационную тревогу как разновидность ТРЕВОГИ преследования.
КАСТРИРУЮЩИЙ (castrating) Слово, которое аналитики часто используют в разговорах, но лишь изредка – в теоретических построениях. Оно относится к людям, привыкшим подрывать у других людей уверенность в себе. В первую очередь оно применимо к женщинам, которые испытывают ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ, и по этой причине унижают мужчин и состязаются с ними. Во вторую очередь применяется к отцам, которые «достают» своих сыновей, а в расширенном значении его можно использовать даже по отношению к мужчинам, которые обычно заставляют женщин чувствовать себя непривлекательными или плохими матерями.
КАТАРСИС (catharsis) (Букв.: «очищение») Обычно относится не к очищению страданием и ужасом, вызванными трагедией, а к терапевтическому эффекту ОТРЕАГИРОВАНИЯ.
КАТАТОНИЯ (catatonia) Форма ШИЗОФРЕНИИ, характеризующаяся чередованием периодов возбуждения и ступора.
КАТЕКСИС (cathexis) НЕОЛОГИЗМ, введенный переводчиками Фрейда на английский, для перевода немецкого слова «Besetzung» (букв. «вложение», «вклад»), использованного Фрейдом для обозначения КОЛИЧЕСТВА ЭНЕРГИИ, сцепленной с любым ОБЪЕКТ-представлением или с психической структурой. Полагают, что катексис аналогичен электрическому заряду, который способен перемещаться от одной структуры к другой до тех пор, пока не становится связанным; или подобен войскам, которые могут передислоцироваться с одной позиция на другую. Отсюда глаголы КАТЕКТИРОВАТЬ, ДЕКАТЕК-ТИРОВАТЬ и ГИПЕРКАТЕКТИРОВАТЬ. Последний относится к защитному маневру (см. ЗАЩИТА) вложения энергии в один процесс с тем, чтобы способствовать ВЫТЕСНЕНИЮ другого. Отсюда также – ОТВОД КАТЕКСИСА, характеризующий процесс декатексиса. Термин ОБЪЕКТ-КАТЕКСИС относится к энергии, вложенной во внешние по отношению к себе объекты. Понятия Эго-КАТЕКСИС и Ид-КАТЕКСИС двусмысленны: они относятся к катексисам, где ЭГО и ИД могут быть как субъектами, так и объектами катексиса. Отсюда возникли также КОНТРКАТЕКСИС и АНТИКАТЕКСИС: энергия, вложенная для поддержания вытеснения катектированного процесса. Большинство выражений, содержащих слово «катексис», можно переформулировать, пользуясь терминами «интерес», «СМЫСЛ» или «РЕАЛЬНОСТЬ».
КАУЗАЛЬНОСТЬ См. ПРИЧИННОСТЬ
КВАЗИНЕЗАВИСИМОСТЬ (quasi-independence) Вторая из трех стадий Фэрбэрна (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Она следует за ИНФАНТИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, при которой младенец объективно зависит от актуальной ГРУДИ, и предшествует зрелой зависимости, при которой у ЗРЕЛОГО взрослого имеются генитальные (см. ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР) отношения с человеком (целостный ОБЪЕКТ). Во время стадии квазинезависимости ребенок достигает частичной независимости от груди с помощью того или другого переходного ПРИЕМА, который дает ему возможность строить отношения с представлением груди, находящейся либо внутри себя (ПАРАНОИДНЫЙ ПРИЕМ и ОБСЕССИВНЫЙ ПРИЕМ), либо вне (ИСТЕРИЧЕСКИЙ ПРИЕМ и ФОБИЧЕСКИЙ ПРИЕМ). Эта схема развития отличается от схемы КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА тем, что
а) стадии развития определяются с позиций отношения к объекту, а не с позиций ЭРОГЕННЫХ ЗОН, и
б) различные НЕВРОЗЫ рассматриваются не как РЕГРЕССИИ к разным уровням ЛИБИДНОГО развития, а как альтернативные решения проблемы отделения от груди.
КВАНТ (quantum) Букв.: количество. Обычно термин используется в КВАНТОВОЙ ФИЗИКЕ для обозначения минимальной порции дискретной физической величины. (Например, квантовая теория электромагнитного излучения основана на представлении о том, что электроны излучают и поглощают энергию дискретными порциями – квантами.) КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ постулирует существование квантов психической ЭНЕРГИИ, которые генерируются в ИД, способы разрядиться в действии, и могут быть связанными стеми психическими структурами, которые составляют ЭГО. В литературе встречаются также ссылки на кванты ЛИБИДО и АФФЕКТА. Поскольку психоанализ не располагает способами измерения психической энергии, идея о том, что она состоит из дискретных квантов, является чисто умозрительной. То аналитики, которые используют слово «квант», не всегда склонны придерживаться этой гипотезы.См.также КОЛИЧЕСТВО.
КЛАССИЧЕСКАЯ (АНАЛИТИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ(classical (analytical) theory) Хотя это понятие часто встречается в литературе, трудно определить, какой теоретической позиции придерживается автор, если заранее этого не знаешь. Это понятие подразумевает, что существует теоретическая «норма» и что другие теоретические положения при сопоставлении с ней могут рассматриваться или как отклонение от нее, или как ее продвижение вперед. Это является основанием для тенденциозного использования понятия либо в значении «теории, согласующейся с основными открытиями Фрейда», либо «теории, как ее понимали эти старомодные венские аналитики еще в 20-е годы».Тем не менее классическая теория, несомненно, имеет определенное отношение к КЛАССИЧЕСКОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ и включает в себя следующие понятий:
а) СТРУКТУРНУЮ, ТОПОГРАФИЧЕСКУЮ и ЭКОНОМИЧЕСКУЮ модели МЕТАПСИХОЛОГИИ;
б) понятие стадий развития ЭГО и инфантильного развития ЛИБИДО, причем связанных с приматом особых ЭРОГЕННЫХ ЗОН;
в) идею о том, что НЕВРОЗЫ являются РЕГРЕССИВНЫМ явлением, при котором пациент регрессирует к инфантильным ТОЧКАМ ФИКСАЦИИ. Анна Фрейд в Англии и Гейнц Гартманн в США являются или наследниками, или представителями классической теории.
КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА(classical analytical TECHNIQUE) Считается, что аналитик применяет классическую технику, если он:
а) встречается с пациентами ежедневно,
б) укладывает их на кушетку,
в) избегает давать какие бы то ни было советы, прописывать лекарства, руководить их жизнью,
г) ограничивает собственные высказывания ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ,
д) обучает своих пациентов подчиняться фундаментальному или ОСНОВНОМУ ПРАВИЛУ СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ.
Применение классической техники возможно без догматического следования КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, поскольку теория определяет, что говорит аналитик, но не устанавливает, в каких условиях он говорит это. Некоторые из тех, кто на практике применяет классическую теорию, включают в качестве существенной составляющей классической техники идею о том, что
е) интерпретация ЗАЩИТЫ должны предшествовать интерпретации бессознательной фантазии. Аналитики-КЛЕЙНИАНЦЫ соглашаются с "а"-"д", но не с "е".
Классическая техника предназначалась для лечения взрослых психоневротиков. Существуют противоречия относительно того, нужно ли, и если да, то как модифицировать классическую технику при анализе детей, подростков и психотиков. Запланированные отклонения от классической техники иногда называют ПАРАМЕТРАМИ. Описание классической техники см. у Fenichel (1941).
КЛАУСТРОФОБИЯ (claustrophobia) Страх замкнутых пространств. Симптом ИСТЕРИИ ТРЕВОГИ или ФОБИИ.
КЛЕЙНИАНЕЦ (kleinian) Последователь Мелани Клейн (1882-1960), основоположницы ДЕТСКОГО АНАЛИЗА и исследований в области ДЕПРЕССИВНЫХ и ШИЗОИДНЫХ состояний.
Просмотров: 1426
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Случай Джоан: подходы школ развития, классической и архетипической
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь