Эпилог

790 Алхимия, с ее богатством символов, дает нам возможность проникнуть в предприятие человеческого разума, которое можно сравнить с религиозным ритуалом, opus divinum. Разница между ними заключается в том, что алхимическое opus было не коллективной деятельностью с четко определенными формой и содержанием, несмотря на сходство их фундаментальных принципов, а, скорее, индивидуальным предприятием с трансцендентальной задачей создания "единства", ставкой в котором для алхимика была его душа. Это было работа по соединению внешне несовместимых противоположностей, противостояние которых понималось, что характерно, не просто как естественная вражда физических элементов, а, в то же самое время, как нравственный конфликт. Поскольку алхимик считал, что объект его предприятия находится как вне, так и внутри него, и является как физическим, так и психическим, то работа его распространялась на всю природу и цель ее заключалась в символе, который обладал эмпирическим и, в то же самое время, трансцендентальным аспектом.
791 Точно так же, как алхимия на протяжении столетий наощупь пробиралась в бесконечном темном лабиринте своих теоретических предположений и практических экспериментов, так начавшаяся с К. Г. Гаруса психология бессознательного пошла по пути с которого сбились алхимики. Примечательный факт: это произошло как раз в тот момент истории, когда ожидания алхимиков нашли свое наивысшее поэтическое выражение в "Фаусте" Гете. Создавая свои произведения, Гарус, конечно, не мог знать, что он перебрасывает философский мост в эмпирическую философию будущего, которая совершенно буквально поймет старое алхимическое правило: instercore invenitur — "найдешь его в грязи". Не в той, ничего не стоящей, неприятной, отвергнутой всеми, субстанции, которую можно подобрать где угодно, а в опасной тьме человеческой психе, которая теперь стала доступной для клинического наблюдения. Только там можно отыскать все эти противоречия, эти гротескные фантазмы и непристойные символы, которые так волновали воображение алхимиков и сбивали их с толку в такой же степени, в какой и просветляли. Перед психологом стоит та же самая проблема, которая в течение семнадцати веков держала в напряжении алхимиков: Что делать с этими антагонистическими силами? Может ли он освободиться от них? Или он должен признать их существование и его задача состоит в том, чтобы привести их в гармонию и из множества противоречий создать единство, которое, конечно, не наступит само по себе, но может наступить — Deo concedente — благодаря усилиям человека?
792 Герберту Сильбереру принадлежит заслуга быть первооткрывателем тайных нитей, которые ведут от алхимии к психологии бессознательного. В то время психологические знания находились все еще в слишком примитивном состоянии и были слишком укутаны в персоналистические предположения, чтобы проблему алхимии можно было целиком рассматривать с психологической точки зрения. Прежде всего надо покончить с предубежденно пренебрежительным отношением к алхимии с одной стороны, и к психе с другой. Сегодня мы можем видеть, насколько эффективно алхимия подготовила почву для психологии бессознательного, прежде всего оставив после себя богатство символов, иллюстративный материал чрезвычайно важности для современных толкований в этой области, а также указав на символические обозначения процедуры синтеза, которые мы вновь открываем в сновидениях наших пациентов. Сегодня мы можем видеть, что вся алхимическая процедура соединения противоположностей, которую я описал выше, с таким же успехом может представлять процесс индивидуации отдельного индивида, хотя и с той существенной разницей, что ни один отдельный индивид никогда не достигнет богатства и масштаба алхимического символизма. Преимущество последнего заключается в том, что он создавался веками, в то время, как индивид за свою короткую жизнь может испытать только ограниченное количество ощущений и обладает ограниченными возможностями их отображения. Поэтому описывать природу процесса индивидуации на основании материала врачебной практики является очень трудной и неблагодарной задачей. Поскольку в одном случае доминирует один аспект, а в другом — другой, одна болезнь начинается раньше, а другая позже, а психические условия безгранично разнообразны, то в любом конкретном примере может быть продемонстрирована только одна версия или фаза этого процесса. В моей практике не встречалось случая, в котором бы настолько проявились во всех подробностях все аспекты, что его можно было бы назвать парадигматическим. Любой, кто попытается описать процесс индивидуации с помощью материала из врачебной практики, будет вынужден удовлетвориться пестрой мозаикой без начала и конца, и если он захочет быть понятым, он должен будет рассчитывать на читателя, знания которого в этой области равняются его знаниям. Поэтому, алхимия оказала мне огромную и бесценную услугу, обеспечив меня материалом, в котором оказалось достаточно места для моего опыта, в результате чего мне предоставилась возможность описать хотя бы основные аспекты процесса индивидуации.

«VI. СОЕДИНЕНИЕ   Вверх   Иллюстрации»
Просмотров: 930
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Г л а в а 8 Дополнительная литература для амплификации
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. Психология и алхимия
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь