Д. Шпир "ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА" (отрывок)

Глава 5. ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЦИИ

1. Разбирательство между сознанием и бессознательным

Для Юнга психика не является чем-то статичным, незыблемым, остающимся всегда неизменным и равным самому себе; но это - комплекс, который постоянно находится в движении и который обнаруживает себя в весьма лабильном равновесии. Это самое движение вызывается посредством напряжения противоположностей, а также тенденцией по их выравниванию. Данный процесс определяет все психическое хозяйство.
Самое фундаментальное напряжение задано взаимоотношением сознания и бессознательного в целом. Это - напряжение между сознательной установкой и установкой бессознательного. Однако можно ли говорить об "установке" бессознательного? Юнг писал: "Вероятно, это звучит странно и даже диковинно, когда я говорю об установке бессознательного. Между тем я уже неоднократно растол-
ковывал, что отношение бессознательного к сознанию я понимаю как компенсаторное. Согласно данному воззрению, бессознательному подобает иметь установку ровно в той же мере, как и сознанию". При этом компенсация для Юнга означает не контрастирующую установку, а прежде всего дополняющую и уравновешиваю- • щую функцию, "саморегуляцию психического аппарата. Односторонность сознания - необходима, при этом однако далеко не все впечатления могут быть зарегистрированы сознательно. Достижение сознания, или же обладание сознанием означает умение ориентироваться и выбирать. Исключенные содержания становятся, или же остаются, бессознательными, они составляют в своей фактической наличности как раз что-то вроде противовеса к сознательной ориентации. Чем односторонней сознательная установка, тем мощнее этот противовес, что, в конечном, счете ведет к известному (психическому) напряжению. То, что разворачивается в результате этого противостояния, Юнг изображает следующим образом:
"Это напряжение означает известное торможение сознательной деятельности. Усиливая сознательное напряжение, удается, правда, поначалу преломить это напряжение. Со временем однако данное напряжение повышается настолько, что заторможенные бессознательные содержания все же доходят до сознания, правда, посредством сновидений и "свободно восходящих образов". Чем больше односторонность сознательной установки, тем более противоречащими ей становятся содержания, берущие свое начало в бессознательном; в результате можно даже говорить о самом настоящем контрасте между сознанием и бессознательным. В этом случае компенсация выступает в форме контрастирующей функции. Случай, подобный этому, является экстремальным. Как правило, компенсация, осуществляемая бессознательным, является не контрастом, а выравниванием или дополнением сознательной ориентации . В норме такая компенсация является бессознательной, т.е. она оказывает регулирующее действие на сознательную деятельность бессознательно. При неврозе бессознательное вступает в столь резкий контраст с сознанием, что нарушается сама компенсация".
Чем менее бессознательной установке удается заявить о себе (по причине экстремально сильной сознательной установки), т.е. чем сильнее вытеснение -говоря другими словами, - тем больше погружаются исключенные содержания в бессознательное. Юнг утверждает, что подобные содержания по мере погружения в бессознательное все более изменяют свой характер: они становятся "архаическими". Когда эти содержания достигают своеобразного наличествует именно компенсаторный способ поведения и тем самым возможность разбирательства между сознательной и бессознательной установками.
Юнг приписывает компенсации и обусловленному ею разбирательству между сознанием и бессознательным некий смысл: благодаря этому достигается перемена установки, интеграция всего исключенного и тем самым определенная метаморфоза личности; причем таковая метаморфоза в свою очередь опять же учиняет обратное действие на бессознательное: ведь рука об руку с изменяющейся установкой сознания идет также и изменение установки бессознательного.
Конфликт с бессознательным не есть нечто невозможное, потому что для Юнга "отсутствие единобытия с самим собой" характерная черта культурного человека. Вероятно, можно констатировать, что сильнейшее вторжение в отношения между сознанием и бессознательным и вместе с тем основа для значительного разбирательства между ними наступает тогда, когда коллективные регуляторы человека - повсеместно распространенные идеи, организующие все психическое хозяйство - утрачивают свою значимость. Юнг не уточняет, как подобные идеи соотносятся с его психологической теорией, так как допустимо говорить только об идеях и представлениях, которые суть выражение архетипов. Согласно этому, положение сознания по отношению к бессознательному подвержено сильнейшему бремени и давлению, если архетипические идеи не признаются сознанием.
Вероятно, может сложиться впечатление, будто Юнг рассматривал бессознательное только как нечто реактивное, лишь как нечто компенсаторное по отношению к сознательной установке. Однако это совершенно не так: бессознательное не только реактивно, но и креативно. Более, того, вполне возможно — Юнг приводит многочисленные описания своего психотерапевтического опыта — что бессознательное захватывает собственную инициативу и инициирует из самого себя перемену личности, которую уже никак нельзя объяснить только в качестве реакции на установку сознания.

2. Индивидуации и процесс индивидуации

"Я" человека постоянно находится в состоянии, когда его словно мяч двигают и перебрасывают туда-сюда в великом круговращении между психикой и миром. Взаимная тесная переплетенность психики и мира существует оттого, что мир, т.е. внешние объекты и события, нагружены психической энергией, например, чувствами, желаниями, ожиданиями, представлениями и etc. Именно проецируемые вовне психические энергии "заряжают" психически объекты и события. Психика, так сказать, изливается в мир. Обратный процесс - возвращение проекций в субъекта, - является, соответственно этому, актом самопознания: Человек в той мере становится самим собой, т.е. осознает свою истинную сущность, в какой ему удается присоединить к самому себе, т.е. интегрировать в психику эти самые проецированные вовне содержания. Если это удается совершить более или менее хорошо и полно, человек приближается к себе, осознает свою изначальную и собственную сущность; последнее означает, что он будет жить соразмерно ей. Другими словами, он осуществляет бытие "Самости", или самостийность. Юнг называет это событие индивидуацией.
Долгий и сложный процесс, который ведет к осуществлению Самости и опыту "самостийности", Юнг называет процессом индивидуации. Возвращение сначала малозначимых проекций, а затем - глубинных и могущественных архетипических проекций, происходит на чудовищно трудном и полном опасности пути. Путь этот труден и опасен, ведь энергия, связанная с проекциями, приливает (вследствие интеграции) к бессознательному и активирует его; сознание теперь теснят и преследуют куда более сильные бессознательные содержания, чем прежде. "Изоляция в только-Я-бытии имеет парадоксальные последствия: отныне в сновидениях и фантазиях появляются неличные, коллективные содержания, которые одновременно есть тот самый материал, из которого выстраиваются известные шизофренные психозы. По этой причине данная ситуация вовсе небезопасна, высвобождение Я из опутанности проекциями (среди которых, в конечном счете, перенос на врача играет главную роль) приводит к тому, что Я, которое до сих пор было растворено в отношениях к личному окружению, подпадает отныне под опасность раствориться в содержаниях коллективного бессознательного".
Когда эта стадия достигнута, происходит то, что самого Юнга всегда приводило в величайшее изумление: "Супротив опасной тенденции растворения, возвышается из самого коллективного бессознательного что-то вроде противодействия в форме процесса центрации, который может быть описан совершенно однозначно при помощи символов. Этот процесс творит ни много ни мало новый центр личности, который поначалу характеризуется символом, превосходящим Я, затем этот новый центр на самом деле оказывается превосходящим Я". Этот новый психический центр есть "Самость".
Возврат архетипических проекций, т.е. разбирательство с бессознательными компонентами личности, предъявляет высочайшие требования к психике; от человека требуется, чтобы он выложил все свои силы, ибо разбирательство с коллективным бессознательным влечет за собой чудовищные последствия для Я-сознания.

Просмотров: 4008
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Кеннет Ламберт "Процесс индивидуации"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц "Процесс индивидуации"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Юнг К.Г. "Сознание, бессознательное и индивидуация"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг Карл Густав. О значении бессознательного в психопатологии
  • Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь