ГЛАВА 7. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С КОМПЛЕКСОМ и ОТЫГРЫВАНИЕ

Чтобы прийти к определенному решению в отношении стратегии и метода проведения психотерапии, мы должны прежде всего ознакомиться с личностью клиента. Хотя заявленная проблема несомненно заслуживает пристального и серьезного внимания, ее нельзя адекватно понять, пока мы не узнаем что-то о личности самого клиента. Что способствовало принятию этим человеком решения пройти терапию и насколько восприимчивой окажется его личность к воздействию определенного терапевтического метода и подхода?
Процесс оценки человека, обратившегося за психотерапевтическим лечением, сложен и многоступенчат. Наша первоначальная оценка готовности семейной пары к терапии связана с возможностью развития межличностных отношений партнеров, а также с готовностью каждого из них использовать применяемую нами технику, ориентированную на саморефлексию и получение инсайтов. (В приложении С я предлагаю схему всесторонней оценки потенциала развития и дополнительной информации о клиенте.) В данной главе мы коснемся только одного аспекта: различия между идентификацией, с бессознательным комплексом и непроизвольным отыгрыванием бессознательных комплексов в привычной для человека манере.
Чтобы понять, насколько важным является это различие, давайте подробнее рассмотрим, с чего начинается процесс индивидуации. Личностная идентичность (юнговский «эго-комплекс») развивается постепенно, через дезинтеграцию и реинтеграцию психологических комплексов. Переживаемая целостность Я-Другой, символически изображаемая в мифотворчестве в виде окружности или Великого Круга, изначально распадается (дезинтегрирует) на аффективные структуры, сформированные на основе архетипических образов. Я называю эти образования архетипическими комплексами, чтобы подчеркнуть их бессознательный характер и их пропитанность эмоционально инстинктивной энергией. Обычно комплексы формируются в первой половине жизни; это материнский и отцовский комплексы, комплексы бога (или мира), а также комплексы Я и не-Я. Комплекс, сформированный на основе переживания субъектности, телесности и деятельности, является архетипическим с точки зрения общей организации человеческой личности, стремящейся к связанности и целостности, но становится личностным, т.е. комплексом идентичности, когда человек воспринимает себя как одного из многих окружающих его людей. Ощущение себя как личности имеет ряд кардинальных особенностей, отличающих человека от животного и божества: самосознание, личная ответственность, осознанная способность предвидеть последствия и управлять своим поведением, а также понимание конечности жизненного пути. Человек постепенно развивает в себе эти черты личностной идентичности; как правило, процесс развития начинается в девятимесячном возрасте и продолжается до восемнадцати или девятнадцати лет. Другие характеристики личностной идентичности, связанные, например, с полом, также важны для понимания особенностей человеческой личности, однако в своем обсуждении мы ограничимся перечисленными выше признаками. Каждый человек, осознавший свою идентичность, интегрирует в своем сознании материнский и отцовский комплексы как в качестве будущего отца или матери, так и в плане различия между архетипическими комплексами и теми людьми, которые его вырастили. Вычленение и интеграция психологических комплексов, спроецированных на мать, отца, сестру и брата, создает благоприятную почву для достижения личностной идентичности в зрелом возрасте.
Пока не произойдет хотя бы частичная интеграция отцовского и материнского комплексов в личностную идентичность, человек не сможет действовать осознанно и ответственно. Напротив, человек будет проявлять все большую зависимость от бессознательных комплексов и склонность к отыгрыванию архетипических значений этих комплексов. Роли быка и ведьмы, присущие негативному материнскому комплексу,— это отыгрывание привычной, эмоционально заряженной структуры архетипа Ужасной Матери. Ведьма идентифицирует себя с Ужасной Матерью, и бык реагирует на нее, словно та является чудовищем, с которым непременно нужно биться не на жизнь, а насмерть.
Когда эти архетипические роли периодически отыгрываются в межличностных отношениях супружеской пары, они становятся привычными и эмоционально заряженными настолько, что постепенно заменяют и сексуальные чувства, и общие интересы партнеров. Если проблема супругов действительно относится к сфере их взаимоотношений, то они могут вести себя совершенно свободно, когда находятся порознь или взаимодействуют с каким-то другим человеком. Но если проблема связана с личностным развитием одного или обоих супругов, то мы не заметим каких-либо признаков подобной свободы от комплексов. Если хотя бы один из супругов или оба они полностью идентифицировали себя с ведьмой или быком и утратили личностную идентичность, то при взаимодействии с другими людьми они будут испытывать те же сложности, что и при общении друг с другом. Они будут отыгрывать свои страхи и ярость не только в супружеских отношениях, но и в других ситуациях и с другими людьми.
Наш метод оценивания на первом интервью позволяет нам, если нужно, эмпатически побеседовать с каждым из партнеров. Во время эмпатического интервью терапевт может оценить способность клиента освободиться от комплекса и осознанно и ответственно вести себя в условиях терапевтической процедуры.

ЖЕНЩИНА В ОБРАЗЕ ВЕДЬМЫ

Если женщина полностью идентифицировала себя с образом ведьмы внутри негативного материнского комплекса, она функционирует на первой стадии развития анимуса. Ее реакция на мужчин и все мужское — полное недоверие; она не может систематично и объективно контролировать свое поведение, и как только она испытывает тревогу, у нее быстро наступает состояние дезинтеграции. В этом состоянии женщина будет отыгрывать различные, в том числе и конфликтные бессознательные комплексы, не обращая внимание на непоследовательность в своем поведении. Например, женщина может заявить, что ей хотелось бы, чтобы муж больше помогал ей по дому; но вместо конкретного ответа на вопрос, в чем должна заключаться его помощь, она требует, чтобы он «не совал нос не в свое дело». Когда женщина, идентифицировавшая себя с ведьмой, отвечает на вопросы терапевта, она либо пытается как-то объяснить свою непоследовательность, либо полностью отказывается видеть какие-либо противоречия в своем поведении. Хотя женщина-ведьма, находящаяся на более поздних стадиях развития анимуса, может быть столь же непоследовательной в своих высказываниях, она все же способна признать эту непоследовательность во время интервью с терапевтом.
Особое внимание в процессе терапии мы обращаем на то, способна ли женщина, идентифицирующая себя с ведьмой, различать метафорическую и конкретную реальности. Например, такая женщина обычно не может уловить разницу между словами «слушать» и «слышать». Если, например, спросить ее, услышал ли муж то, что она ему говорила, она ответит: «Да, он меня слушал». Даже если обратить ее внимание на это различие, ей, как правило, не удается почувствовать разницу между быть выслушанной и быть понятой. Метафорические описания эмоциональных состояний либо игнорируются ею, либо приводят ее в замешательство. Если терапевт говорит на языке метафор, а клиентка — на языке конкретных понятий, это может расстроить ее, вызвать сильную тревогу и привести к дезинтеграции.
Женщина, идентифицировавшая себя с ведьмой, в своем развитии не достигла «эмоционального постоянства объекта» или, другими словами, уверенного разграничения собственных мыслей и чувств от чувств и мыслей другого, особо значимого для нее человека. Как правило, такая женщина склонна к психологическому слиянию с матерью или сестрой и уверена, что ее поведение и ее личные достоинства точно такие же, как у сестры или матери. Она ощущает, что ее мысли неотделимы от ее чувств; чувства ее «расстраивают», а мысли просто «приходят к ней в голову». Ее повседневная жизнь переполнена множеством стремлений и страхов, переходами от жажды исполнения желаний к пассивной зависимости. Хотя женщина может отыграть свои агрессивные чувства, она будет отрицать их значение и считать свои действия либо только ответными, либо «управляемыми» другим человеком. Например, она может бить своих детей потому, что «они доводят ее до сумасшествия».
Явные признаки ее типичных защитных реакций, направленных против дезинтеграции тревоги, будут наблюдаться уже на первом интервью, которое, вероятно, само по себе может вызвать повышенную тревожность. Терапевт заметит много примеров «расщепления»: хорошо-плохо, правильно-неправильно,прекрасно-посредственно. Точно так же терапевт будет ощущать воздействие «проективной идентификации» такой клиентки, когда она станет приписывать свои чувства другому — чаще всего терапевту,— а затем на них реагировать. Станет очевидна и конкретная идеализация авторитетных для нее людей, особенно женщин, а также имитация их поведения, поскольку их авторитет снимет с нее необходимость самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за свое поведение. Она может совершать типичные для комплекса действия только потому, что так поступала ее мать, а ее мать была «доброй женщиной». Эта клиентка может отрицать и собственные чувства и даже окружающую ее физическую реальность. Отрицание позволяет ей отключить большую область осознания, тогда как вытеснение (более утонченная форма защиты) является селективным, т.е. из сознания исключаются только те аспекты межличностных отношений, которые содержат угрозу. Женщина, которая откровенно и последовательно идентифицирует себя с сущностью Великой или Ужасной Матери, не позволяет себе личных взглядов и решений в любых отношениях, даже в тех, которые выходят за рамки супружеских.

Просмотров: 2152
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 4. Религию может сменить только религия
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • VIII К ВОПРОСУ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ТЕРАПИИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 12 Афродита: богиня любви и красоты, творческая женщина и любовница
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • ГЛАВА 4. ОТЫГРЫВАНИЕ КОМПЛЕКСА: РОЛИ ВЕДЬМЫ, ГЕРОЯ И БЫКА
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 6. Гестия: богиня домашнего очага и храма, мудрая женщина и незамужняя тетушка
  • ГЛАВА 6. МЕТОДОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ПАР
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Шарон Чайклин и Клэр Шмайс "Подход Чейс в танце-терапии"
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь