Дисграфия с точки зрения нейропсихологии

Каждый год мы становимся свидетелями снижения результатов экзаменов по русскому языку. Что же происходит? С чем связаны такие проблемы? У многих  современных школьников возникают сложности в овладении школьными навыками. Среди прочих причин можно выделить дисграфию, которая проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, не являющимися результатом не знания орфографических правил. Нейропсихологи вслед за А.Р.Лурия утверждают, что дисграфия у школьников может быть результатом нарушения любого из структурных компонентов, составляющих функциональную систему письма:  операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений, программирования и контроля деятельности; избирательной активации (Т.В.Ахутина, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович). Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

В нейропсихологии выделяется 3 вида дисграфии, каждый из которых связан с определенным блоком мозга, выделенными А.Р.Лурия.

Зрительно-пространственная дисграфия. Обусловлена слабостью холистической стратегии (т.е. правого полушария мозга). Имеет следующие особенности: у детей возникают трудности в нахождении начала строки и ее удержании, ориентировки на листе бумаги, актуализации графического/двигательного образа буквы (т.е. ребенок может заменять буквы на близкие по написанию, рукописные на печатные буквы или покажет свой необычный способ написания тех или иных букв). У детей имеющих данный вид дисграфии отмечаются колебания наклона, ширины и высоты букв,  нарушение порядка букв, а также раздельное написание их внутри слова. Присутствует устойчивая зеркальность при написании букв, пропуски и замены гласных, в том числе ударных. Отмечается тенденция к фонематическому письму (т.е. транскрипция). В связи с отсутствием образа слова часто происходит слитное написание слов.

Акустико-артикуляторная (фонематическая) дисграфия. Возникает вследствие несформированности функций II блока мозга. Отмечается слабость переработки слуховой информации и кинестетической дифференцировке. Основной механизм ошибок связан с трудностями выбора среди близких единиц. Дети часто заменяют одни звуки на другие, близкие по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с), близкие по произношению (т-п, д-б, т-к, т-н); близкие по написанию (у-и, щ-ш, ж-х).

Регуляторная дисграфия. Обусловлена несформированностью функций программирования и контроля действий (III блок). Характерными ошибками являются: пропуски элементов букв, букв, слогов и слов. Дети со слабостью функций программирования и контроля склонны к упрощению программы. Возникает инертное повторение и вставки элементов букв, букв, слогов и слов. Отмечаются контаминации, т.е. сплав двух слов (все еще – всеще), антиципации, т.е. предвосхищения (колхозные – холхозные) и персеверации, т.е. повторы. При знании правил дети часто допускают орфографические  ошибки.  Возникают трудности языкового анализа и распределения внимания: нарушения границ предложения, т.е. отсутствие большой буквы в начале предложения и точки в конце; нарушения границ слова, т.е. отсутствует пробел между двумя словами (чаще, если речь идет о схеме предлог+слово или местоимение+слово).

Таким образом, необходимо своевременно выявить причины, приводящие к снижению успеваемости и определить направления коррекционной работы с учетом нейропсихологических особенностей детей.

(по материалам лекции Т.В. Ахутиной)



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Слово из трех букв или мысли КПТ, НЛП, КБТ и т.п.
  • Все мечты укладываются в эти 6 букв! Оживите смысл этого слова и все сбудется!
  • Слово из пяти букв
  • Слово из 5 букв, которое сделает вас богатым
  • Слово из трех букв, которое приведет Вас к богатству
  • Слово из шести букв, которое приведёт Вас к богатству
  • нетофобия или почему мы так боимся трех букв
  • Умение признавать свои ошибки. (много букв)
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Танец букв
  • МИР - состоит из трех букв
  • Три зоны букв и теория Фрейда
  • НЛП. Слухи, скандалы и интриги вокруг этих магических букв.
  • Особенности нарушения ментальных и духовных границ при контрзависимости.
  • Слово - серебро, а молчание - зло, часто приправленное выносом мозга.
  • Что такое гипноз и гипнотерапия с точки зрения науки и без умных слов?
  • Как часто близкие делают вам больно?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Почему близкие люди друг друга так часто раздражают?
  • Причины нарушения границ.
  • Что может сделать близкие отношения близкими
  • Почему так часто встречаются нарушения репродуктивного здоровья?
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • Несколько слов о психопрактике. «Гимнастика мозга».
  • Тепло не уходит в песок или Пару слов о роли близких людей при депрессии
  • Несколько слов о нейропсихологии
  • ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ. О том, как часто мы пугаем детей несуществующими трудностями жизни...
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь