Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре

В современной России в течение последних десятилетий особое значение приобрела проблема защиты прав и интересов детей, лишенных родительского попечения. Развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот является одним из приоритетов комплексной национальной политики государства. Современная законодательная база Российской Федерации гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье. Решением данной проблемы является передача ребенка на воспитание в замещающую семью, где он сможет познать культурные ценности, семейные традиции, получить полноценное развитие. Замещающую семью рассматривают как «особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития» [3].

Появление приемного ребенка вносит значительные изменения в функционирование семьи: расширяется ее структура, изменяются ее внешние и внутренние границы, происходит перераспределение семейных ролей, вырабатываются новые правила взаимодействия и т.д. От того, как быстро сформируются новые взаимоотношения, будет зависеть дальнейшее полноценное функционирование всей семьи. На основе анализа основных подходов и взглядов к анализу семейной системы (Мюррей Боуэн, Варга А. Я., Сальвадор Минухин, Вирджиния Сатир, Холмогорова А. Д.) можно выделить основные компоненты, позволяющие дать целостное описание семьи как системы: структура семьи, микродинамика семьи, макродинамика семьи, семейная идеология [2, 6, 7].

Как показывают результаты исследований структуры замещающих семей, отношения чаще всего характеризуются чрезмерной эмоциональной близостью, слиянием [1, 2, 3, 4]. Вследствие стремления к сверхконтролю, замещающие семьи часто характеризует четкая структура иерархии, доминирование со стороны родителей. Результатом депривационного развития у ребенка-сироты нередко проявляется нарушение личностных границ. Плохо осознавая собственные границы, он не чувствует границ другого человека, что часто ведет к ослаблению границ между подсистемами. После приема ребенка уровень общественного контроля над семьей становится более жестким, что нередко приводит к стремлению закрыть внешние границы семейной системы от контактов с социальным окружением [3, 4]. Помимо этого Ослон В. Н. отмечает, что для замещающих семей характерно «смешение» материнских и отцовских ролей, мистификация образа ребенка и собственной «спасительной миссии» [3, 4]. На уровне макродинамики, как описывает Мюррей Боуэн, включение нового звена помогает семейной системе прервать негативные паттерны макродинамики, которые накапливались в поколениях в виде различных девиаций (алкоголизм, асоциальные действия, ранние смерти) [2, 7]. Семейная идеология (семейные мифы и правила) является содержательной основой жизни семьи. Несогласованность детских и родительских ожиданий, делегирование родителями своих неосуществленных планов детям, нередко становится серьезной проблемой замещающих семей. Каждая из сторон, как правило, наполнена ожиданиями идеального родителя и идеального ребенка. В действительности родители убеждаются в несоответствии возможностей ребенка требованиям семьи, что может привести к нарушениям поведения и взаимодействия, к постоянной фрустрации с обеих сторон и эмоциональному отвержению ребенка [3, 4, 6].

В процессе образования новой семейной системы прослеживаются последовательность этапов и кризисов развития. Каждая семья проходит через определенные циклы развития, или его этапы, ставящие новые задачи перед семейной системой. В ходе многочисленных исследований были выделены несколько основных этапов адаптации замещающей семьи [2, 3, 4]. На первом этапе адаптации все участники процесса стремятся понравиться друг другу. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, позитивным настроем. Данный этап может продолжаться от нескольких дней до двух-трех месяцев. Второй этап может быть назван этапом напряжения, для этого периода характерен кризис взаимоотношений в замещающей семье. Может ухудшиться поведение ребенка, возможны проявления трудностей в эмоциональной сфере и во взаимоотношениях. Это состояние можно было бы назвать кризисом перестройки, внешним проявлением которой является отвержение. Но даже на этом фоне показатели развития ребенка улучшаются, возрастают показатели его эмоционального благополучия.

Примерно после первого года совместной жизни снижается уровень напряженности в семье, появляются позитивные изменения в отношениях между членами семьи. Когда ребенок сталкивается с трудностями, родители стремятся ему помочь, понимают возможности и особенности ребенка. К концу второго года наблюдается неожиданный кризис, который выражается в повышении уровня неудовлетворенности практически во всех областях функционирования семьи. Приемные дети начинают оцениваться как еще более агрессивные и асоциальные. Этот этап может быть назван этапом разочарования, или депрессии, и длится около полугода. Некоторые семьи на этом этапе прекращают свое существование как замещающие, снова передают детей на воспитание в государственные учреждения.  Если замещающая семья продолжает функционирование, то преодоление кризиса приводит к следующему этапу - стабилизация отношений.  Этот этап адаптации характеризуется улучшением качества жизни всех членов семьи, семья начинает функционировать как новая система  [2, 3, 4].

Адаптация в замещающей семье сопровождается построением новых взаимоотношений и взаимного приспособления к изменениям семейной структуры. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б., Шипицына Л. М. и другие исследователи отмечают, что продолжительность адаптационного процесса в разных семьях может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет [2, 3, 4].  Динамика и особенности  его реализации зависят от многих факторов, связанных как с принимающей семьей, так и характером и поведением самого ребенка, его отношением к своему прошлому и настоящему положению. При сочетании этих факторов получается множество вариантов адаптаций, определенных той единственной ситуацией, в которую ребенок попадает.

В исследованиях выделяют ряд характеристик, которые непосредственно связаны с психологическими особенностями замещающих родителей. Так, важными предикторами функционирования замещающей семьи являются показатели психологического благополучия, жизнестойкости и мотивации создания замещающей семьи у замещающих родителей [1, 3, 4].

Теория психологического благополучия, предложенная Кэрол Рифф, рассматривает благополучие как оснащенность необходимыми психологическими особенностями, которые позволяют личности функционировать во всех отношениях более успешно, чем при их отсутствии. В качестве базовых составляющих психологического благополучия человека Рифф К. выделила следующие компоненты: позитивные отношения с другими, принятие себя, автономия, компетентность, наличие целей и личностный рост. Значение фактора жизнестойкости обусловлено той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям. Как отмечают авторы, жизнестойкость является ключевой характеристикой, определяющей влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. Анализ международной практики показал, что чем выше показатели психологического благополучия, жизнестойкости, умения справляться с трудными ситуациями, тем более эффективным будет такой человек в роли замещающего родителя [1].

Во многих исследованиях мотивация создания замещающей семьи рассматривается как один из решающих факторов успешности воспитания ребенка-сироты [1, 2, ,4, 5]. В основе желания принять ребенка в семью выделяют конструктивные и деструктивные мотивы. Среди мотивов, способствующих успешному воспитанию ребенка, выделяются: отсутствие собственных детей, нереализованное материнство, желание иметь больше детей, не до конца реализованный родительский потенциал. Деструктивные мотивы также могут быть весьма разнообразны: желание приобрести материальную выгоду, желание с помощью ребенка наладить супружеские отношения, желание взять приемного ребенка взамен погибшего кровного [2, 5]. Чаще всего в основе желания взять ребенка на воспитание в семью лежит несколько взаимосвязанных друг с другом мотивов, и тогда важно, какой из них является ведущим.

Наряду с условиями, связанными с психологическими особенностями замещающих родителей, выделяют ряд факторов, касающихся индивидуальных особенностей приемных детей. В качестве ключевой характеристики рассматривают характер психологической травмы ребенка. Авторы отмечают, что дети, не имевшие опыта близких отношений с взрослыми, испытывают наибольшие проблемы с самовосприятием. У детей, от которых отказались в раннем детстве, не формируются модели поведения привязанности, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни [1]. Также отмечается, что чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье. Маленькие дети до трех лет податливы к внешним влияниям и быстро адаптируются к новым условиям. Дети от трех до семи лет помнят в разной степени отчетливо свою прежнюю жизнь, родителей и родственников. И часто эти плохо осознаваемые воспоминания препятствуют успешной адаптации в замещающей семье. Дети от семи до двенадцати лет особенно сильно хотят найти семью, родителей, они могут осознанно оценить желание замещающих родителей заменить им родных, быть им за это благодарными. Подростки испытываю кризис собственной идентичности, что затрудняет процесс интеграции в новую семью [1, 3].

Несмотря на то, что дети из неблагополучных семей обычно имеют опыт близких отношений с взрослыми, у них также нередко наблюдаются проблемы в адаптации. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Еще одним важным фактором дезадаптации приемного ребенка является предыдущий опыт неудачного семейного жизнеустройства. Число неудачных помещений в семью, а также время, проведенное в предыдущей замещающей семье, являются весомыми предикторами очередного отказа замещающей семьи от ребенка. Дети демонстрируют более серьезные проблемы поведения, если они пережили несколько помещений в замещающую семью [4].

Вопрос о показателях адаптации в настоящее время является дискуссионным. Большинство исследователей, изучая тот или иной аспект адаптации, объединяют ее критерии в две большие группы: объективные (внешние) и субъективные (внутренние). В качестве основных объективных показателей эффективности адаптации замещающей семьи рассматриваются следующие особенности семейной системы:

- способы и формы проведения досуга членами замещающей семьи;

- интеграция ребенка-сироты в семейную систему и возникновение общей детской подсистемы из кровных и приемных детей;

- формирование привязанности между родителями и ребенком (ребенок внимательно слушает родителей, отвечает на их знаки внимания, готов остаться один дома, между членами семьи устанавливается визуальный, тактильный контакт);

- способы выражения эмоций замещающими родителями, эмоциональная окрашенность упоминаний о членах замещающей семьи;

- взаимна идентификация ребенка и замещающих родителей. Результаты исследований показывают, что отсутствие идентификации с приемным ребенком провоцирует у замещающих родителей разочарование в приеме и отказ от ребенка [2, 3, 4].

В качестве субъективных рассматривают динамику таких показателей, как:

- эмоциональное благополучие, направленность эмоциональных состояний: тревога-спокойствие, напряжение-расслабление, уверенность-неуверенность, удовлетворенность-неудовлетворенность, фрустрация, агрессия, страхи, обида, вина, тоска;  

- степень удовлетворенности различными аспектами собственной жизни;

- выбор положительных ролей в школе и семье, система отношений со сверстниками и взрослыми;

- возникновение развернутой временной перспективы с положительно окрашенным будущим;

- позитивный или негативный образ замещающих родителей, принятие замещающей семьи такой, какая она есть, включение членов замещающей семьи в образ идеальной семьи [2, 3, 4].

В случае успешной реализации процесса адаптации у детей наблюдается высокий темп развития уже в течение первых месяцев жизни в новой семье, укрепление и развитие межличностных отношений, появление чувства уверенности, расширение кругозора и т. д. Среди показателей, свидетельствующих об адаптационных затруднениях, можно выделить: тревожность (как один из центральных индикаторов адаптации); неадекватность реагирования на препятствия, вследствие чего повышенная агрессивность, закрытость от окружающих; низкий уровень самооценки, неудовлетворенность семейной жизнью и взаимоотношениями с членами семьи [2, 4].

Развитие института замещающих семей позволило сократить количество воспитанников детских домов. Воспитание ребенка в замещающей семье повышает его интеллектуальную, эмоциональную и функциональную сферы. За время пребывания детей в семье повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Однако, несмотря на положительные результаты, специалисты отмечают  ряд проблем в функционировании замещающей семейной системы: чувство бессилия замещающих родителей, частые апелляции к «плохой наследственности», используемой для объяснения имеющихся у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений. Подобные проблемы особенно остро актуализируются в адаптационный период, когда семье необходимо приспосабливаться к новым условиям жизнедеятельности. Поэтому необходимым условием успешной адаптации замещающей семьи является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения. Квалифицированная помощь и поддержка замещающих семей способствует смягчению личностных нарушений у детей и повышению уровня адаптации членов замещающих семей.

 

Библиографические ссылки:

    Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство: Институт психологии РАН; Москва; 2013Научные основания и практические задачи семейной психотерапии, А. Холмогорова. Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 1. Стр. с.93-119Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.:Генезис, 2006Ослон В. Н., К концепции психологического сопровождения замещающей семьи. Московский городской психолого-педагогический университет. 2009 стр. 44-53Печникова Л.С., Жуйкова Е.Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL:http://psystudy.ruСатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд - М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с: ил.Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. 2-е изд. стереотип./ Научные редакторы К. Бейкер, А. Я. Варга: Когито-Центр; Москва; 2008.


Просмотров: 576
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Диагностика эмоционального благополучия жизни ребенка в замещающей семье.
  • Сказкотерапия для «мягкой адаптации» в замещающей семье.
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Почему рождение ребенка стало катастрофой для семьи?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Влияние семьи на невротизацию ребенка
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Готовимся к семейной жизни: границы вашей семьи
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Ждете ребенка? Пора подстилать соломку! Рецепты сохранения семьи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь