Регуляция стрессовых состояний у медицинских работников

 

Паронина Т.В., Жуков А.М. «Национальный институт имени Екатерины Великой» г. Москва

 

        Аннотация: Статья посвящена специфике профессиональной деятельности медицинских работников, в частности медицинских сестер. Рассмотрению подвергается регуляция стрессовых состояний у медицинских сестер при профессиональном выгорании.  

        Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, медицинские работники, регуляция.

Статья

          Работа в медицинской сфере является одной из наиболее эмоционально насыщенной и напряженной. Ведь сотрудники вынуждены работать среди множества факторов, которые способствуют развитию стресса:  ненормированный рабочий день, постоянное чувство ответственности за жизнь и здоровье людей, отсутствие права на ошибку и прочее. Именно поэтому данная отрасль наиболее подвержена развитию профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания [3].

          Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенно происходящей потери эмоциональной, когнитивной и физической энергии, отражающейся в угасании эмоциональных реакций, снижении физических сил, умственной усталости, снижении качества выполняемой работы, а также  развитие отстраненности и снижении интереса к ней[5].

          Проблема эмоционального выгорания, в контексте исследований медико-социального профиля отражена в работах представителей как зарубежной, так и отечественной науки:  М. Буриш, М. Кинга, С. Е. Хобфола, Дж. Фриди, С.Т. Миера, Д. Х. Малана, К. Маслач, С.Е. Джексона, Л.Т. Баранской, В.Л. Вартапетян, А.С. Ситниковой, Г. Березовской, В.Ю. Слабинского, С.А. Подсадного, П.И. Сидорова, О.П. Кошкиной, Е.Е. Таткиной и многих других.

         Выгорание это не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Данный синдром состоит из трех основных компонентов: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Для того, чтобы предотвратить развитие этих компонентов, а также в целом синдрома выгорания, применяют  ряд методов борьбы со стрессом[2].

            Физические методы снижения уровня стресса применяются наиболее часто и являются достаточно доступными и простыми: действие на организм посредствам разных температур, применение светотерапии, водолечение и прочее.

         Группа биохимических методов представляет собой применение различных фармакологических препаратов, растений и применение аромотерапии.

         Физиологические методы борьбы со стрессом представляют собой прямое действие на физиологические процессы происходящие в организме: лечебная физкультура, дыхательные упражнения, массаж, акупунктура, физические упражнения, релаксация, йога и прочее.

        Психологические методы по снижению уровня стресса заключаются в работе направленной внутрь себя: посещение специалистов (психолога, психиатра), аутотренинг, релаксацию, дыхательные упражнения, медитацию и другое[5].

        Также необходимо проводить регуляцию стресса на уровне организации, в виде грамотный подбор и расстановка кадров в организации, регуляции норм труда, постановки задач и обеспечении сотрудников необходимыми для работы условий[4].

         Для исследования регуляции стрессовых состояний у медицинских сестер при профессиональном выгорании, нами было организованно и проведено эмпирическое исследование. Была создана группа испытуемых в количестве 30 человек, работающих на базе клинической больницы города Калуги, средний медицинский персонал (медсестры), в возрасте 25–40 лет, стаж работы от 5 до 20 лет. Мы провели диагностика сотрудников для определения степени выгорания и уровня стресса. После чего нами была проведена работа по снижению уровня стресса, с помощью, представленных в статье методов, и оценили их эффективность в регуляции стрессовых состояний. Диагностика проводилась по выбранным методикам: «бостонский тест на стрессоустойчивость, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, шкала тревоги Спилбергера Ханина.

          В ходе обработки первично полученных данных по методике В.В.Бойко было выявлено, что число тестируемых, находящихся на стадии  «резистенция», составляет 40% ,а на фазе «истощение» 60%.

           При анализе бостоновского теста мы увидели, что у  62% тестируемых развит высокий уровень стрессоустойчивости. Это говорит о том, что испытуемые при воздействии раздражающего фактора, на него дают реакцию, но в силу высокого уровня стрессоустойчивости, контролируют ситуацию, не позволяя своим эмоциям выйти из-под контроля. Благодаря этому пациенты получают должное отношение, не зависимо от эмоционального состояния медицинского работника, что также позволяет говорить о высоком  профессионализме сотрудников.

         Средний уровень стрессоустойчивости всего у 12% сотрудников, необходимо отметить, что они также достаточно хорошо справляются со стрессовыми ситуациями и получают положительные отзывы о своей работе.

         Тестируемые, которые показали более низкие результаты по стрессоустойчивости 26%, наиболее подвержены профессиональному выгоранию, а пациенты их оценивают, как более невнимательных, грубых и порой даже агрессивно настроенных сотрудников.

       Последней была обработана шкала тревоги Спилбергера Ханина, по которой мы увидели зависимость уровня стрессоустойчивости и уровня тревоги: чем выше уровень стрессоустойчивости у сотрудника, тем ниже уровень тревоги он испытывает. К сожалению, нет сотрудников с низким уровнем тревоги, у 60% он средний, а у 40% высокий.

       Повторная диагностика была проведена через четыре месяца после проведения работы по регуляции стресса. Показатели значительно улучшились.

        При обработки полученных данных по методике В.В.Бойко было выявлено, что 14% респондентов перешли на стадию «напряжение», число тестируемых, находящихся на стадии  «резистенция»  составило 64% ,а на фазе «истощение» 12%. На рисунке 1 представлено соотношение результатов «до» и «после» проведенной работы.

 Регуляция стрессовых состояний у медицинских работников
Рис. 1 Результаты сотрудников по методике В.В.Бойко

         При повторном анализе бостоновского теста стало больше сотрудников с высоким уровнем стрессоустойчивости 76%, со средними показателями осталось 12% респондентов, сократилось число сотрудников с низкими результатами  осталось 12%. Данные показатели свидетельствует о том, что сотрудники научились реагировать на стресс и справляться с ним. На рисунке 2 мы показали данные полученные в ходе исследования.

 
Рис. 2 Результаты сотрудников по методике «Бостоновский тест»

       Последней была обработана шкала тревоги Спилбергера Ханина, в которой также произошли положительные изменения: появилось 12% сотрудников с низким уровнем тревоги, у 80% он средний и только 8% сотрудников остался высокий уровень тревоги. Для более удобного сравнения результатов, мы представили их на рисунке 3.

 

Рис. 3 Результаты сотрудников по методике «шкала тревоги» Спилбергера Ханина

           Исходя  из  результатов  эмпирического  исследования,  мы можем сделать вывод о том, что мероприятия по регуляции стресса необходимы в данной сфере деятельности. После их проведения у сотрудников с уже сформированным синдромом эмоционального выгорания, мы смогли его преодолеть, а также у тех, кого оно только формировалось, нам удалось остановить данный процесс. На  рисунках с результатами до и после исследования хорошо видна положительная динами, которую нам удалось достичь благодаря проведению мероприятий направленных на регуляцию стрессовых состояний. Наша работа не закончилась по окончанию исследования, нами были разработаны и даны рекомендации для дальнейшего поддержания положительного эффекта.

 

Список литературы:

  1. Балаханов А.В., Белов В.Г., Пятибрат О.Е., Пятибрат О.Е. Эмоциональное выгорание у медицинских работников, как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт–Петербургского Уни- верситета, 2009:№3.
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.
  3. Евдокимов В.И., Ролдугин Г.Н., Хмелина Н.В. Что нужно знать медицинским работникам о профессиональ- ном выгорании. Методические рекомендации. Нововоронеж-2010 -53с. 4 Микиртичан Г.Л. Человек в мире культуры: Учебно- методическое пособие СПбГУ.2012.
  4. Кондратенко О.А., Лапик С.В. Возникновение, развитие и профилактика профессионального стресса у медицинских сестер г. Тюмени // Главная медицинская сестра. – 2007. – №9.
  5. Трущенко М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Уфа. – 2012.


Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как просто и быстро снизить уровень тревоги и стресса?
  • Эмоциональное выгорание сотрудников: диагностика (часть 1).
  • Отношение к здоровью сотрудников Национальной Гвардии с различной степенью профессионального выгорания.
  • Эмоциональное выгорание сотрудников: профилактика (часть 2).
  • Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко.
  • Простые техники релаксации - помощь в состояниях тревоги, напряжения, стресса, при нарушениях сна.
  • Игры для снятия тревоги и стресса у ребенка.
  • Главная причина тревоги и стресса: напряжение
  • Роль собак в снижении уровня стресса и риска сердечно-сосудистых заболеваний
  • Кинотренинг. Образная диагностика уровня эмоционального выгорания
  • Как увеличить эффективность работы сотрудников
  • Профессиональное выгорание у сотрудников первичной медицинской сети.
  • Снижение уровня тревоги и депрессии за 3 недели. Исследования в Первом МГМУ им.Сеченова
  • Развитие лидерских навыков сотрудников организации
  • НЛП как регулятор уровня стресса
  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?
  • Самооценка уровня стресса
  • Осознанность как средство избавления от стресса и тревоги. Базовая техника Mindfulness
  • Что скрывается за масками сотрудников?
  • Книги по КПТ тревоги, стресса, панических атак, депрессии
  • Программа инструментальной оценки агрессии, страха, тревоги, стресса.
  • Психотерапевтическая коррекция сотрудников МВД после длительных служебных командировок
  • Стресс и синдром выученной беспомощности у офисных сотрудников
  • Как эффективно демотивировать сотрудников. Вредные советы для руководителя.
  • Печеньки, сладости и кофе для сотрудников
  • Пять очень простых упражнение для снятия эмоционального стресса
  • Как эффективно демотивировать сотрудников. Вредные советы для руководителей. Часть 2.
  • Стресс. Дистресс. Эустресс. Шкала стресса.
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Использование коучинга для повышения нефинансовой мотивации сотрудников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь