|
Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптацииАвтор статьи: Логинова Светлана Васильевна
До начала учебного года осталось совсем чуть-чуть, форумы в интернете на школьные темы становятся оживленнее, очереди в детских магазинах и канцтоварах длиннее, а тревога родителей и мысли о том, «Как пережить еще один учебный год?» все навязчивее. После летних каникул – относительно спокойного и стабильного периода, когда обычно отношения с ребенком становятся теплыми, доверительными, появляется истинный интерес друг к другу, разговоры «по душам», - так не хочется снова окунаться в школьные заботы и проблемы, особенно если был негативный опыт с первым ребенком или в предыдущих классах. На детских площадках все чаще встречаются фразы о том, что «Нам остался один/два/три года спокойной жизни, а потом школа…», а перед началом школы родители представляют, что начнутся тяжелые времена, и задумываются о том, как можно подготовить ребенка к школе. В этой статье я расскажу о некоторых важных моментах, которые желательно знать и понимать родителю школьника.
Также в процессе адаптации к школе (да и на протяжении всей школьной жизни тоже) важны и разговоры с ребенком после школы. Старайтесь, встречая ребенка со школы, или когда увидитесь с ним в конце дня, не акцентировать внимание на школьных успехах, оценках, поведении в школе сразу, «с порога». Бывает, что на автомате первый вопрос родителя – это: «Что сегодня получил?», или, если есть проблемы с поведением: «Как сегодня себя вел в школе?». Для ребенка это может означать, что важен не он сам, его состояние и внутренний мир, а то, насколько он успешен: если получил хорошую оценку – его любят, хвалят, ценят, если плохую или замечание в дневник о поведении – то и он сам какой-то неправильный, неуспешный, неинтересный. Наилучшими словами, которые позволят снять школьную тревогу у ребенка, настроиться на доверительный разговор, если что-то неприятное действительно произошло, будут: «Как я соскучилась по тебе», «Рада тебя видеть», «Что было нового и интересного сегодня?», «Как прошел день в школе?». Проявляйте интерес к тому, что происходит в школе, да и просто слушайте ребенка.
Домашние задания – это огромная тема, которая заслуживает отдельной статьи, напишу здесь несколько коротких лайфхаков: 1) хорошо, если Вы выработаете такое отношение к домашним заданиям: «Я готова помогать, объяснять, быть рядом, если что-то не получается, но в целом это ответственность ребенка, ведь это ему получать неудовлетворительные оценки, если уроки не сделаны, а не мне». 2) После школы лучше не сразу садиться за уроки, а хотя бы час-два отдохнуть, поиграть, заняться тем, что хочется ребенку, а уже потом, с новыми силами садиться за уроки. Важный момент: компьютерные игры или сидение за планшетом не приводят к отдыху и расслаблению, а наоборот, создают дополнительную нагрузку для психики (подробнее об этом читайте в статьях: «Гаджеты в жизни ребенка: почему они вредны» и «Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости»). 3) Не стоит стремиться сделать все уроки за один присест, лучше делать несколько перерывов по 5-15 минут. 4) Не засиживайтесь с домашними заданиями до полуночи, лучше раньше лечь спать и проснуться утром раньше. 5) Опять же – создавайте положительный настрой, подбадривайте его словами «У тебя получится», «Давай разберемся вместе», «Нужна ли тебе моя помощь?», «Чем я могу тебе помочь?», «Ты отлично/быстро справился с этим заданием», «Вот эта строчка написана особенно красиво и чисто».
Еще один помощник в заботах, связанных со школой, - это визуальные подсказки на самые разные темы: например, можно написать или нарисовать, разукрасив наклейками, что нужно положить в портфель; сделать расписание уроков на неделю и повесить его над столом; обсудить с ребенком и составить распорядок дня, включив туда время на отдых, домашние задания, и обязательно не забыть уделить время на семейное общение вдвоем, вместе с папой или другими детьми. И напоследок: поощряйте ребенка не только за учебные успехи, постарайтесь в целом отделить свои отношения с ребенком от успешности/неуспешности в школе. Школа – это конечно важная часть жизни, и любому родителю хочется, чтобы ребенок был успешен сейчас и во взрослой жизни, но куда важнее психическое здоровье и благополучие ребенка. Поэтому любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя любимым, нужным, значимым. * Материал впервые опубликован на http://loginova.info/blog/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|