|
Игры Престолов - чем же они так хорошиАвтор статьи: Куликова Марина Геннадиевна
Мы все хотим разобраться со своими внутренними конфликтами. Всегда. Внутренние конфликты и есть наша реальность. То, как мы их проживаем, решаем, как выходим из них или бесконечно в них увязаем, определяет всю нашу деятельность, всех людей, которых мы цепляем, и всю нашу жизнь в итоге. Аналитическая психология не признает «ухода от действительности». Все: и наши мысли, и фантазии - это наша действительность, с которой мы имеем дело. Можно бесконечно сидеть в сериалах и ток шоу и при этом решать свои внутренние конфликты, а можно заниматься деятельностью только для того, чтобы их не видеть и не решать. Просмотр сериалов – один из способ совладания с этой действительностью, а также один из видов психической защиты, а именно, создание своего внутреннего мира, более качественного или более управляемого¸ чем внешний. Можно не уходить в просмотры, оставаться в жизни, но при этом пребывать в своих конфликтах бесконечно. Можно даже полететь в Космос и оставаться в своем внутреннем конфликте - например, в споре с отцом, в поиске нового авторитета, другого Бога, истины, последней инстанции. Мы часто осуждаем тех, кто зависает в телесериалах, при этом сами зависаем в разговорах под бокал или без бокала, зависаем в повторяющихся сценариях жизни, зависаем в деятельности, которая нам неинтересна, или в деятельности, которая нам очень интересна, при этом находим своих внутренних врагов обязательно снаружи, устраиваем с ними битвы, и это все такой уход от конфликта. Внутренние конфликты это то, что делает нас несчастными с одной стороны, а с другой стороны, заставляет двигаться, развиваться, менять свою жизнь. Конфликты есть всегда, а если их нет, это просто другой конфликт, конфликт – читай историю Пер Гюнта. Конфликты начинаются с того, что мы родились в этот мир, и мир не комфортен для нас. Голые, слабые и беззащитные мы не в состоянии накормить себя. Нас не слушаются даже собственные руки и ноги. Появляется наша мать. То, как она ухаживает, определяет, будет ли нам казаться мир миром возможностей или миром лишений и борьбы. Первые и ранние конфликты - это конфликты с миром: насколько мир принимает меня, насколько он безопасен. Ну вот мы растем и начинаем определяться с тем, кто мы и что мы за личность : мальчик или девочка, умная или красивая, какое у нас тело -и все это опять со слов матери. В этот момент вписываются в книгу жизни наши следующие конфликты с телом и с самим собой (умница -красавица, или неумеха / руки-крюки, толстяк, красавчик, ботаник) Мы начинаем отделяться от матери, учимся ходить. Отходим на шаг, падаем, плачем, - нас хвалят, поощряют, или, наоборот, опекают, носят на бегунках, оберегают от острых углов. Зарождаются конфликты наших поступков и деятельности. Кто-то доволен тем, что у него есть и чего он достигает, он молодец, а кому-то нужен дальневосточный гектар, целина, полет в космос, аплодисменты, успех, признание, вечная гонка за лайками. Даже цветочки на клумбе можно выращивать с разной целью, например, как акт протеста против матери - чтобы вырастить цветочки круче, чем у нее. Или чтобы она похвалила, наконец. Эти все до-эдипальные конфликты связаны с сепарацией от матери и осознанием своего Я - индивидуацией. Но постепенно в нашей истории вырисовывается фигура отца. Он третий в мире, где было двое, и где все было так прекрасно: мать, источник жизни, принадлежала только нам. Триангуляция - очень взрослый конфликт для ребенка. До таких конфликтов периода Эдипа еще надо дорасти. Считай, тебе повезло, если ты дошел до этого уровня. Эдип – это желание победить отцовскую фигуру для мальчика и материнскую для девочки. Это борьба с их властью или с властью вообще. Это борьба с миром моральных принципов других. Это постоянное разрушение этики и традиций, чтобы создать свои новые построить свои новые. Согласно этой нехитрой периодизации конфликтов складывается все своеобразие человеческих характеров и жизненных сценариев. И вот мы хотим (конечно, втайне от самих себя!) победить своего отца, стать королем, властелином или знаменитостью. Или мы хотим найти своего отца, которого не знали в лицо, чтобы доказать ему, что он напрасно нас бросил. Или мы не знаем, что делать с этой жизнью, которая вся – мир колючек, опасностей, монстров, гадких и подлых людей. И мы решаем, раз уж договорится с этими людьми невозможно, но можно только побороть их, стать Спасителем и погибнуть от руки предателей. Мы втайне мечтаем встретить ту единственную, чтобы тут же ее потерять, потому что непонятно, что с ней делать - просто жить, принимать ванну каждый день, ложиться спать в полосатой пижаме? И тогда мы начинаем смотреть историю Джона Сноу, где смелый добрый парень, так похожий на внутреннего меня, все это делает. И тогда его история - это история до-эдипальных конфликтов его и моих, борьба за мир и с миром, поиск отца, вечное предательство, невозможности обретения любви, внутренняя пустота отверженного в самом младенчестве ребенка. Как это все до боли знакомо, Джон! Ты как там? Мы болеем за тебя. Мы болеем тобой. Мы следим за твоей историей. Дело в том, что следить, смотреть со стороны гораздо безопаснее, чем пытаться повторить все жизненные трюки в одиночку и без страховки. Мы смотрим на эти трюки и учимся. И тогда это работает как терапия у детей. Как игра в куклы у маленьких девочек. Кукла папа ложится на куклу маму, и это не страшно. Кукла мама подает кукле папе пригоревший обед, а папа ругает маму, и это не страшно. Кукла Джон Сноу умирает и снова живой – это как? Больно или не очень? Куклу Сансу выдают замуж за короля: там все, но там нет любви – а это как, можно жить? Кукла Серсея получила все и все потеряла, ей на всех наплевать, она стерва и сука, так ей и надо,- но каково оно, быть такой, может ей все же больно? Кукла Нед Старк - благородный и прекрасный, поэтому ему не жить в этом жестоком мире, мы с тобой, Нед! Кукла Арья должна всех победить, но кто она- девочка или мальчик? Кукла Дейнерис, мать драконов и победительница железных мужчин – где у нее сердце и есть ли оно? Сериал Игры Престолов богат характерами, конфликтами и способами их решений. Почти каждый наверняка нашел себе кумира (свой архетип), близкого по духу героя. Даже Джейми Ланистер, убийца короля и любовник собственной сестры, по-своему прекрасен, в нем есть благородство, он бесконечно противоречив, и прекрасен именно этим. Даже Тирион Ланистер, позор всей семьи (а кто не слышал этих слов в детстве?), чем-то притягивает нас к себе. Каково это – быть позором своего отца и жить с этим каждый день? Еще один секрет сериалы в том, что он создает новую мифологию. Нами уже подзабыты детали, связанные с историями Парсифаля, Одиссея, Афродиты, Афины или Деметры. А психика требует образов, с которых можно копировать поведение, на которых можно опереться, учиться жить и чувствовать. То, что раньше делал древне-греческий театр и мифология, сегодня с успехом делают кино и сериал. И зритель учится жить и от этого не умирать, а сериал - наш безопасный полигон. статья впервые опубликована на источнике Моноклер https://monocler.ru/zachem-smotryat-serialyi/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|