Дополнительное образование по перинатальной психологии

 

 Дополнительное образование по перинатальной психологии

Дополнительное образование стало сегодня весьма популярным, особенно среди молодых специалистов. Дополнительное образование имеет более гибкую структуру организации, предполагает большое разнообразие форм обучения. Будучи свободно организованной деятельностью, оно должно тоньше реагировать на индивидуальные запросы обучающихся. Дополнительное образование, как и любой другой вид образования, ведется по конкретным образовательным программам, но есть определенные принципы, методы и технологии, которые выделяют его в особый вид образования, что зафиксировано в ст. 26 Закона РФ «Об образовании».

В последнее время в ряде научных исследований отмечается повышенный интерес к изучению психической жизни человека в пренатальный период, процесса восприятия и закрепления информации в памяти ещё не родившегося ребенка, условий для формирования и развития материнства и отцовства. Научные исследования (Н.П. Коваленко, 2001; В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова, 2002; Р.В. Овчарова, 2003; Добряков И.В., 2007 и др.), проведённые в области перинатальной психологии, позволили по-новому взглянуть на проблему психического здоровья населения, психологии личности женщины и семьи, материнства и детства.

Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактически является одним из первых этапов исследования личности, посвященных изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психических особенностей человека и его психологического здоровья.

Перинатальной психологии принадлежит особая роль в получении достоверных данных о психическом, эмоциональном, психофизиологическом развитии плода в эмбриональном периоде. Перинатальная психология интегрирует знания различных областей наук и формирует новые парадигмы, подходы, методы исследования, не разделяющие физиологическую и психологическую составляющую человеческого организма. Сегодня мировоззренческая и психологическая подготовка к рождению ребенка отсутствует как в системе образования, так и в современной культуре российского общества. Одной из задач перинатальной психологии является развитие теории, методологии и практики в области психологической адаптации, психопрофилактики и коррекции состояния женщины в период беременности и родов.

Понимая важность психопрофилактической подготовки супружеских пар и беременных женщин к родам, а также учитывая необходимость популяризации перинатального образования среди молодежи, на базе Новосибирского Государственного Педагогического Университета разработан учебный план по программе «Теоретические и практические аспекты перинатальной психологии». 

Программа «Теоретические и практические аспекты перинатальной психологии»

 Содержание программы

 Срок обучения   7 месяцев.

Возможные формы обучения   очно-заочная.

Общая трудоемкость 310 часов.

Форма итоговой аттестации:  Выпускная квалификационная работа.

Кадровый состав преподавателей программы: профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВПО «НГПУ».

Требования к уровню подготовки поступающего на обучение по программе «Теоретические и практические аспекты перинатальной психологии» – это лица, имеющие высшее образование.

 Разделы учебных дисциплин

 Тема 1. Основы общей психологии

Общее представление о психологии как науке. Задачи, принципы и методы психологии. Структура психики. Основные стадии развития психики в филогенезе. Психологическая теория деятельности. Психические процессы. Ощущения. Восприятие. Память. Мышление. Эмоции. Воля. Внимание. Речь. Понятие, классификация и функции психических состояний. Личность и психические свойства. Мотивация. Темперамент. Характер. Способности.

 Тема 2. Введение в психологию развития и возрастную психологию.

Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Основные теории психического развития. Основные закономерности и динамика психического развития. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Основные новообразования младшего школьника. Особенности развития личности в подростковом возрасте. Проблема личностного развития в юности. Психическое развитие в период взрослости и в позднем возрасте.

 Тема 3. Теоретические основы эмбриологии человека.

История становления науки. Методы исследования в эмбриологии. Прогенез. Морфофункциональная характеристика половых клеток. Основы эмбриогенеза. Характеристика отдельных этапов эмбриогенеза. Оплодотворение. Дробление. Гаструляция. Эмбриональное развитие человека. Плодные оболочки. Провизорные органы. Плацента. Строение и функции плаценты.

 Тема 4.Теоретико-методологические основы перинатальной психологии.

Перинатальная психология как важный раздел перинатологии. Основные разделы перинатальной психологии. Структура перинатальной психологии. Предмет и задачи перинатальной психологии. Варианты теоретических походов к обоснованию перинатальной психологии. Психоанализ как теоретическая основа перинатальной психологии. Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии. Теория личности как основа перинатальной психологии. Интегративный биопсихосоциальный подход к изучению перинатальной психологии. Психология семейных отношений как основа перинатальной психологии.

Тема 5. Психологические аспекты бесплодия. Репродуктивные мотивы беременности. Незапланированное зачатие.

Бесплодие неясного генеза с психологическими аспектами. Факторы, влияющие на психологическое бесплодие. Мультифакторная модель реагирования личности на травматическое событие. Мотивы зачатия. Конструктивные и деструктивные репродуктивные мотивы беременности. Незапланированное зачатие как психотравмирующая ситуация.

Тема 6. Типология психологического компонента гестационной доминанты.

Биологический компонент биопсихосоциальной модели перинатальной психологии. Определение особенностей психологического компонента гестационной доминанты: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный варианты.

Тема 7. Основы трансперсональной психологии. Перинатальные матрицы. Пренатальное воспитание.

Теория перинатальных матриц С. Грофа с точки зрения перинатальной психологии. Базовые перинатальные матрицы и их влияние на формирование психических процессов. Пренатальное воспитание и развитие способностей малыша в утробе матери.

Тема 8. Перинатальная семейная психотерапия. Стадии и задачи, связанные с развитием жизненного цикла семьи.

Основные задачи перинатальной семейной психотерапии. Стадии жизненного цикла семьи, как развитие семейных отношений. Задачи, характерные для различных стадий жизненного цикла. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла семьи и их влияние на семейные отношения.

Тема 9. Психофизиологические аспекты родов. Эффективные методы психологической помощи в родах. Импринтинг.

Предвестники. Три периода родов. Современные подходы к проблемам психопрофилактики в родах. Методы профилактики болевого синдрома в родах. Эффективные методы психологического сопровождения в родах. Импринтинг. Бондинг и холдинг в формировании отношений в системе «мать-дитя».

Тема 10. Формирование привязанности ребенка к матери. Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком. Феномен психологической депривации.

Теории привязанности. Динамика формирования привязанности. Исследование влияния различных типов детско-материнской привязанности на психоэмоциональное развитие ребёнка. Типы детско-материнской привязанности и методика их оценки. Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком. Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка. Феномен психологической депривации.

Тема 11. Перинатальные утрата и процесс переживания острого горя. Психологическое сопровождение.

Перинатальные потери как психологическая и медицинская проблема. Перинатальная утрата и процесс переживания горя. Механизмы психологической защиты. Специфические особенности переживания перинатальной утраты. Особенности переживаний перинатальной утраты в различных ситуациях. Особенности переживаний перинатальной утраты в ситуации спонтанного прерывания беременности на раннем сроке. Психологическое сопровождение.

Тема 12. Психология материнства и психология отцовства.Психологическая готовность к материнству и к родам. Проблемы девиантного материнства.

Психология материнства и психология отцовства.Этапы и факторы формирования материнской доминанты. Психологическая готовность к материнству и к родам. Стили переживания беременности. Социально-психологический феномен девиантного материнства. Девиантное материнство: характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству.

Тема 13. Профилактика отказов от новорожденных и детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы работы социального педагога и психолога.

Анализ причин отказов от новорожденных. Типология женщин, отказывающихся от новорожденных и детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое консультирование женщин, выразивших намерение отказаться от ребенка. Прояснение мотивации отказа, мотивов беременности и материнства. Диагностика ресурсов и факторов риска. Дальнейшее социально-психологическое сопровождение. Методы работы психолога и социального педагога.

Тема 14. Онтогенез развития речи ребенка. Анатомия и физиология речи. Этапы нормального речевого онтогенеза.

Предпосылки нормального развития речи. Анатомия и физиология речи. Роль речи в развитии ребенка. Этапы нормального речевого онтогенеза. Патологическое развитие речи. Речевые расстройства и их причины. Диагностика речевых расстройств. Этапы формирования и развития речи у детей, не имеющих психофизиологических отклонений.

Тема 15. Методы психологической диагностики. Практическое овладение основными психодиагностическими методиками.

Методы психодиагностики, их классификация. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Основные требования к психодиагностическим методикам. Понятие о научных и практических методиках, применяемых в перинатальной психологии.

Тема 16. Основы психологического консультирования семьи. Этапы и методы работы.

Основы семейного психологического консультирования. Этапы и методы консультирования. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами. Методы кризисного консультирования. Технология консультативного взаимодействия.

Тема 17. Дифференцированный подход в психокоррекционной работе с беременными женщинами. Методы работы.

Дифференцированный подход в психокоррекционной работе с беременными женщинами. Определение психотерапевтических «мишеней» и стратегий работы. Эффективные методы психологической коррекции.

Психологические тренинги и практические занятия проходят с выездом в Северский Перинатальный Центр ФГУЗ КБ №81 ФМБА России. С 2008 года Перинатальному Центру присвоено почётное звание «Больница доброжелательного отношения к ребёнку».

По окончании всего обучения всем специалистам вручается Диплом о профессиональной переподготовке по программе «Теоретические и практические аспекты перинатальной психологии»в объеме 310 часов.

Мы рады видеть Вас, коллеги и друзья!

Мы уверены, что знания, полученные в процессе обучения Вам пригодятся не только в профессиональной деятельности, а также в личной жизни!

Записаться в группу можно прямо сейчас:

[email protected]    или по телефону +7913 725 93 80



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Материнство и основные аспекты его исследования в психологии
  • Беременность после перинатальной потери
  • Чувство вины. Часть 3: методы когнитивной и позитивной психологии.
  • О перинатальной утрате
  • Шедевры МХК как проективные методы: тема смерти
  • Знакомство с перинатальной психологией
  • «Горечь утрат или эмоциональный аспект перинатальной потери»
  • Теоретические подходы к изучению феномена «смерть» в зарубежной психологии
  • Психотерапевтическая помощь при перинатальной потере
  • Проблема психосоматического развития в детском возрасте: подходы и методы исследования
  • Использование принципов перинатальной динамики в реабилитации наркозависимых
  • Что значит быть родителем с точки зрения психологии. Факторы влияющие на формирование родительства.
  • Межпоколенная трансляция семейной истории: теоретические аспекты в зарубежной психологии
  • Парадоксальные методы в психологии ("Да на тебе пахать надо!")
  • Зачатие года. Новогоднее ВОЛШЕБСТВО психологии И ПСИХОЛОГИЯ волшебства.
  • Псевдокомпетентность в психологии как форма психологической защиты
  • Психологическая безопасность и ЛикБез. Основы. Ч.3. Тёмное лицо психологии и куда мы катимся
  • Из истории развития детской психологии
  • Взгляд аналитической психологии Карла Густава Юнга на развитие детской психики
  • Основные специалисты в области психологии
  • Основные парадигмы в современной психологии
  • Цель современной психологии - развитие или деградация?
  • Психология кризиса как направление практической психологии.
  • Парадигма материнства XXI века в современной зарубежной психологии
  • Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Теории личности в социальной психологии
  • Психологическая диета (или о посте - с точки зрения психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь