Скажи мне во что ты играешь – и я скажу кто ты!

     Заслужить доверие ребёнка или подростка и привлечь его к выражению своих переживаний и чувств в рамках психотерапевтической сессии бывает не так просто. Одним из способов установить доверительный контакт может выступать обсуждение интересов подростка, в том числе увлечение компьютерными играми.

  На сегодняшний день существует огромное множество разнообразных компьютерных игр, которые способны будоражить воображение и удовлетворять запросы даже самых привередливых потребителей. Современный мир представляет собой очень сложную систему, которая предполагает жесткую конкуренцию, предъявляет невероятно высокие требования, соответствие которым еще не является 100 % гарантией признания и успеха, что не очень «вдохновляет», а порой, и угнетает. В то же время есть очень заманчивый виртуальный мир, реалистичность которого, благодаря современным технологиям и «живой» графике, вполне компенсирует реальные потребности человека. Наиболее подвержены этому влиянию подростки, т.к. у них еще нет того запаса знаний и опыта, позволяющего добиваться поставленных целей и задач, которыми обладает зрелый человек. Привлекательность виртуального мира обусловлена тем, что там человек полностью освобождается от стигм и ярлыков, там нет никаких ограничений, что позволяет человеку быть в любой роли, которую он не может позволить себе в реальной жизни. В компьютерных играх все просто, понятно и логично, есть конкретная цель, есть средство и есть ограниченное число решений  с минимальным количеством «переменных», что значительно упрощает процесс развития, достижение успеха и, как результат - получение удовольствия.

     В этой статье я рассмотрю как можно использовать любую компьютерную игру в качестве проективной методики на примере трех, на мой взгляд, самых популярных среди детей и подростков 12-17 лет. Значение имеет не только сам стиль игры, но и выбор персонажа, развитие навыков, роль, занимаемая в команде.

     Counter Strike. Это одна из самых старых, но, тем не менее, самых популярных игр, относящихся к разряду «стрелялок». Чаще всего такие игры используются подростками для снятия напряжения и злости, т.к. игра довольно активная и подразумевает виртуальное причинение физического ущерба. В начале игры предлагается выбор: играть за контрабандистов или за спецназ. Задача контрабандистов удержать заложников и уничтожить противников, а задача спецназа – спасти группу заложников. И это второй момент, который следует уточнить у вашего юного собеседника: чью сторону он выбрал и почему. Чаще всего выбор осуществляется в пользу спецназа, что может говорить о стремлении следовать «идеалам», быть частью общества. Сторону контрабандистов часто выбирают подростки, стремящиеся подчеркнуть свою индивидуальность, а также конфронтацию и оппозицию по отношению к общественному порядку. В этом случае стоило бы расспросить подростка о взаимоотношениях с родителями, учителями. Часто они могут принимать на себя лидерскую роль в группе, проявляют бунтарство. Далее важным моментом является выбор оружия и тактики нападения. Более автономные и сдержанные выбирают тактику «засады» и используют снайперскую винтовку, что позволяет им, притаившись, «прикрывать спины союзников» и действовать на расстоянии. Такие подростки часто в беседе довольно замкнуты, они не склонны говорить о своих чувствах и переживаниях. Напротив, подростки, более склонные к экспрессии, к импульсивным поступкам выбирают оружие ближнего боя: холодное оружие, гранаты, пистолет. Такие подростки часто нуждаются в работе с выражением гнева, с овладением способами саморегуляции.

Скажи мне во что ты играешь  и я скажу кто ты

     World of Warcraft. Это сетевая игра, которая относится к группе стратегических. Ее особенность в том, что много внимания уделяется выбору персонажа, его навыкам и внешнему виду: начиная от выбора расы, класса и заканчивая формой прически, аксессуаров. Достаточно попросить собеседника подробно описать внешний вид его любимого персонажа, его умения, чтобы, следуя проекциям, составить психологический портрет. Так, например, парни и девушки, имеющие определенные комплексы по поводу внешности, стремящиеся подчеркнуть свою сексуальность и привлечь внимание,  выбирают расу эльфов, в связи с акцентом, имеющимся у данной расы на привлекательном внешнем виде и максимальную приближенность к идеальным стандартам внешности, утвердившимся  в современной моде. Такой выбор характерен преимущественно для подростков 13-17 лет. Дети более раннего возраста, имеющие проблемы с агрессией, часто терпящие унижение в школе или ощущающие свою беспомощность, делают выбор в пользу персонажей с устрашающим внешним видом: часто это орки с массивными доспехами и клыками, таурены с рогами, нежить. Особое внимание следует уделить занимаемой роли персонажа в рамках группы. Так как эта игра интерактивная, огромное значение здесь уделяется коммуникационным навыкам, тому, какое место занимает игрок в этой системе. Есть 4 основные роли: «танк» – часто это лидер группы, который берет на себя основной урон, защищая других персонажей; «хил» – персонаж, цель которого не в том, чтобы наносить урон, а восполнять жизненные бонусы членов группы; «дамаггер» - рядовой игрок, который может наносить урон либо с позиции дальнего, либо с позиции ближнего боя, что, в принципе, перекликается с описанием ролей, приведенных на примере ранее рассмотренной игры «Counter Strike». Роль «танка» требует хороших лидерских навыков и способность брать на себя ответственность, стремление проявить себя. Роль «хила» часто выбирают игроки, не склонные к враждебному поведению, они редко вступают в конфликты, есть склонность к самоотверженности, обостренное чувство справедливости, также у них должно быть устойчивое внимание и стратегическое мышление.

     «Need for speed». Одна из компьютерных игр об автомобильных гонках. Опять же, нас в данном случае будет интересовать выбор автомобиля (марка, цвет, покрышки, тонировка стекла), а так же сценарий игры. По характеристикам автомобиля можно судить о том, каких идеалов и ценностей придерживается «водитель», а выбор сценария может сказать о стремлении к соперничеству, например, если это гонки на выбывание, или о проявлении конфронтации и «выплеска адреналина», если это сценарий с преследованием со стороны полиции. Можно также поощрить подростка к фантазиям и предложить представить куда бы он мог отправиться на данном автомобиле, кого бы он взял с собой, каких мест и трасс он бы избегал и т.д.



     Хочу отметить, что совсем не обязательно искать в интернете описание игры, для того, чтобы составить определенную картину. Достаточно проявить подлинный интерес и попросить подростка рассказать о том, почему ему нравится именно эта игра, что он может там реализовать такое, чего не может позволить себе в реальной жизни. То как подростки описывают ту или иную игру, каким именно деталям уделяют больше внимания при описании, является важным дополнительным диагностическим моментом.





Просмотров: 154
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает...
  • Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает....
  • Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает!
  • Как мы выбираем? Как нас выбирают? Почему это часто не совпадает?
  • "Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает..."Почему?!
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • "Нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает..."
  • Трансформационные игры, что это такое и зачем в них играть?
  • О чем молчат подростки...Часть 5: о том, что им нужно ваше внимание, родители!
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • То, что в тебе хотят изменить, часто и есть твой самый сильный ресурс
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Выбор супруга(и) или покупка автомобиля? что сложнее?
  • Выбор: что это?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь