|
Скажи мне во что ты играешь – и я скажу кто ты!Автор статьи: Волкова-Лагун Ольга Вадимовна
Заслужить доверие ребёнка или подростка и привлечь его к выражению своих переживаний и чувств в рамках психотерапевтической сессии бывает не так просто. Одним из способов установить доверительный контакт может выступать обсуждение интересов подростка, в том числе увлечение компьютерными играми. На сегодняшний день существует огромное множество разнообразных компьютерных игр, которые способны будоражить воображение и удовлетворять запросы даже самых привередливых потребителей. Современный мир представляет собой очень сложную систему, которая предполагает жесткую конкуренцию, предъявляет невероятно высокие требования, соответствие которым еще не является 100 % гарантией признания и успеха, что не очень «вдохновляет», а порой, и угнетает. В то же время есть очень заманчивый виртуальный мир, реалистичность которого, благодаря современным технологиям и «живой» графике, вполне компенсирует реальные потребности человека. Наиболее подвержены этому влиянию подростки, т.к. у них еще нет того запаса знаний и опыта, позволяющего добиваться поставленных целей и задач, которыми обладает зрелый человек. Привлекательность виртуального мира обусловлена тем, что там человек полностью освобождается от стигм и ярлыков, там нет никаких ограничений, что позволяет человеку быть в любой роли, которую он не может позволить себе в реальной жизни. В компьютерных играх все просто, понятно и логично, есть конкретная цель, есть средство и есть ограниченное число решений с минимальным количеством «переменных», что значительно упрощает процесс развития, достижение успеха и, как результат - получение удовольствия. В этой статье я рассмотрю как можно использовать любую компьютерную игру в качестве проективной методики на примере трех, на мой взгляд, самых популярных среди детей и подростков 12-17 лет. Значение имеет не только сам стиль игры, но и выбор персонажа, развитие навыков, роль, занимаемая в команде. Counter Strike. Это одна из самых старых, но, тем не менее, самых популярных игр, относящихся к разряду «стрелялок». Чаще всего такие игры используются подростками для снятия напряжения и злости, т.к. игра довольно активная и подразумевает виртуальное причинение физического ущерба. В начале игры предлагается выбор: играть за контрабандистов или за спецназ. Задача контрабандистов удержать заложников и уничтожить противников, а задача спецназа – спасти группу заложников. И это второй момент, который следует уточнить у вашего юного собеседника: чью сторону он выбрал и почему. Чаще всего выбор осуществляется в пользу спецназа, что может говорить о стремлении следовать «идеалам», быть частью общества. Сторону контрабандистов часто выбирают подростки, стремящиеся подчеркнуть свою индивидуальность, а также конфронтацию и оппозицию по отношению к общественному порядку. В этом случае стоило бы расспросить подростка о взаимоотношениях с родителями, учителями. Часто они могут принимать на себя лидерскую роль в группе, проявляют бунтарство. Далее важным моментом является выбор оружия и тактики нападения. Более автономные и сдержанные выбирают тактику «засады» и используют снайперскую винтовку, что позволяет им, притаившись, «прикрывать спины союзников» и действовать на расстоянии. Такие подростки часто в беседе довольно замкнуты, они не склонны говорить о своих чувствах и переживаниях. Напротив, подростки, более склонные к экспрессии, к импульсивным поступкам выбирают оружие ближнего боя: холодное оружие, гранаты, пистолет. Такие подростки часто нуждаются в работе с выражением гнева, с овладением способами саморегуляции. World of Warcraft. Это сетевая игра, которая относится к группе стратегических. Ее особенность в том, что много внимания уделяется выбору персонажа, его навыкам и внешнему виду: начиная от выбора расы, класса и заканчивая формой прически, аксессуаров. Достаточно попросить собеседника подробно описать внешний вид его любимого персонажа, его умения, чтобы, следуя проекциям, составить психологический портрет. Так, например, парни и девушки, имеющие определенные комплексы по поводу внешности, стремящиеся подчеркнуть свою сексуальность и привлечь внимание, выбирают расу эльфов, в связи с акцентом, имеющимся у данной расы на привлекательном внешнем виде и максимальную приближенность к идеальным стандартам внешности, утвердившимся в современной моде. Такой выбор характерен преимущественно для подростков 13-17 лет. Дети более раннего возраста, имеющие проблемы с агрессией, часто терпящие унижение в школе или ощущающие свою беспомощность, делают выбор в пользу персонажей с устрашающим внешним видом: часто это орки с массивными доспехами и клыками, таурены с рогами, нежить. Особое внимание следует уделить занимаемой роли персонажа в рамках группы. Так как эта игра интерактивная, огромное значение здесь уделяется коммуникационным навыкам, тому, какое место занимает игрок в этой системе. Есть 4 основные роли: «танк» – часто это лидер группы, который берет на себя основной урон, защищая других персонажей; «хил» – персонаж, цель которого не в том, чтобы наносить урон, а восполнять жизненные бонусы членов группы; «дамаггер» - рядовой игрок, который может наносить урон либо с позиции дальнего, либо с позиции ближнего боя, что, в принципе, перекликается с описанием ролей, приведенных на примере ранее рассмотренной игры «Counter Strike». Роль «танка» требует хороших лидерских навыков и способность брать на себя ответственность, стремление проявить себя. Роль «хила» часто выбирают игроки, не склонные к враждебному поведению, они редко вступают в конфликты, есть склонность к самоотверженности, обостренное чувство справедливости, также у них должно быть устойчивое внимание и стратегическое мышление. «Need for speed». Одна из компьютерных игр об автомобильных гонках. Опять же, нас в данном случае будет интересовать выбор автомобиля (марка, цвет, покрышки, тонировка стекла), а так же сценарий игры. По характеристикам автомобиля можно судить о том, каких идеалов и ценностей придерживается «водитель», а выбор сценария может сказать о стремлении к соперничеству, например, если это гонки на выбывание, или о проявлении конфронтации и «выплеска адреналина», если это сценарий с преследованием со стороны полиции. Можно также поощрить подростка к фантазиям и предложить представить куда бы он мог отправиться на данном автомобиле, кого бы он взял с собой, каких мест и трасс он бы избегал и т.д. Хочу отметить, что совсем не обязательно искать в интернете описание игры, для того, чтобы составить определенную картину. Достаточно проявить подлинный интерес и попросить подростка рассказать о том, почему ему нравится именно эта игра, что он может там реализовать такое, чего не может позволить себе в реальной жизни. То как подростки описывают ту или иную игру, каким именно деталям уделяют больше внимания при описании, является важным дополнительным диагностическим моментом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|