Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков.


Краткое изложение тезисов доклада на Международном конгрессе «Days of Shaking – Psychotherapy in a time of Change» в Кембридже (Великобритания), 2006 г.

                                  Об опыте психотерапии ксенофобии подростков

 В современных психологических словарях ксенофобия определяется, во-первых, как навязчивый страх, боязнь незнакомых лиц, во-вторых, как враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образу жизни, идеям, мировоззрениям, нациям, расам). В массовом сознании под ксенофобией кроется генетически обусловленный племенной страх перед чужими.

                                        Аддикции как способ психозащиты

Личные наблюдения за проявлениями ксенофобии у 9 подростков мужского пола выявили интересные закономерности. Все наблюдавшиеся подростки, независимо от национальности, страдали на фоне минимальных мозговых дисфункций (органическая основа) от негативных эмоций, связанных с:

 - повышенной тревожностью,

-  навязчивыми страхами,

 - аффективными вспышками,

 - агрессивностью,

  - враждебным отношением к людям другой или определенной нации,

  - обидчивостью,

  - застреваемостью на негативных аффектах.

              С детства на их восприятие мира и эмоциональный интеллект негативно влияли:

-  психотравмы различной длительности и интенсивности,

-  социальное или семейное неблагополучие,

 - негативный импринт первого детского воспоминания,

  - абсолютное предпочтение черного цвета как признака скрытой депрессии.

Практически у всех подростков наблюдалось аддиктивное поведение (в отношении тяжёлого рока и религиозного фанатизма). Важно отметить, что аддиктивное поведение является одной из форм деструктивного поведения, причиняющего вред человеку или обществу, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения фармакологических и не фармакологических средств, целью которых является получение приятных эмоциональных ощущений.

Аддиктивное поведение подростков выражалось в том, что все мысли субъектов были заняты реализацией аддиктивного состояния.   Увлеченные тяжелым роком или религиозным фанатизмом, подростки получали чувство эмоционального возбуждения, необыкновенного подъёма, релаксации, при которых создавалось ощущение контроля над собой и ситуацией, над тревожностью и напряжением. А также ощущение иллюзии решения проблем, спасения от стрессов путём бегства от реальности в мир агрессивной музыки или религиозный экстаз. Последние проявляются как способ психозащиты, позволяющий справиться с проявлениями тревоги и депрессии.

                      Ксенофобия проявляется на 3  уровнях личности

Важным фактором для понимания проблем подростков и выбора стратегии психотерапии явилось то, что подростки страдали тревожной депрессией, т.е. симптоматикой, при которой примерно в равных долях присутствуют повышенная тревожность и депрессия.

Известно, что частой маской тревожной депрессии в подростково-юношеском возрасте обычно выступает открытая враждебность к окружающим. У наблюдавшихся подростков враждебность экстрапунитивной направленности приняла форму ксенофобии, т.е. произошло проецирование повышенной тревожности вовне. Одновременно имели место внутренняя тревога как интропунитивная составляющая враждебности.

Особенности проявления ксенофобии подростков наблюдались на 3 уровнях реакции личности.

- Когнитивная составляющая у подростков выражалась во враждебности ко всем людям другой или определенной национальности как устойчивое негативное отношение и система взглядов.

 - Поведенческая реакция проявлялась в виде вербальной и невербальной агрессии, в агрессивных действиях.

 - Эмоциональная составляющая ксенофобии подростков проявлялась в виде вспышек гнева, раздражения, обиды, негодования, ненависти, отвращения, навязчивых страхов.                       

       Меняется негативное восприятия мира - исчезает ксенофобия

Как показали наблюдения, именно изменение эмоциональной составляющей ксенофобии в рамках краткосрочной полимодальной психотерапии позволило добиться желаемого результата – полного преодоления ксенофобии. Для этого, в первую очередь, проводилась психотерапия, направленная на переформирование ощущений, восприятия всего негативного опыта прошлого как источника негативных эмоций.

Следующий этап психотерапии – закрепление положительного восприятия ранее ненавистных образов «чужаков», переформатирование причинно-следственной зависимости комфортного состояния от экстатических религиозных переживаний и слушания хард-рока, изменение родительских установок, семейных сценариев, принятие ответственности за свои поступки, прошлое, настоящее, будущее. Этот этап психотерапии также осуществлялся через изменение эмоциональной составляющей.

Со снижением уровня общей тревожности, напряжения, с исчезновением страхов и негативных эмоций одновременно происходили своего рода обесценивание, снижение важности или «рассыпание» всей системы взглядов со знаком минус, направленной против кого-либо, в том числе против представителей другой нации.

Такое освобождение от враждебности к нациям, считающейся устойчивым негативным отношением и системой взглядов, происходит для подростков столь неожиданно и быстро, что они поначалу могут быть удивлены и растеряны. Однако после первых минут такой реакции подростки показывают чрезвычайное удовлетворение и радость от избавления внутреннего напряжения, тревоги и появления ощущения свободы и лёгкости. Фанатам религиозного толка эти трансформации дали освобождение от религиозной аддикции. Они остались верующими, но без фанатизма.

Наиболее сложными для психотерапии оказались пациента-фанаты тяжелого рока. Снижения напряжения и тревоги удалось снять у них только после того, как была проведена психотерапевтическая работа по изменению отношения к классической музыке, которую они ранее абсолютно отвергали. Только тогда, когда они «приняли» классическую музыку как приятную для себя, вместе с напряжением, тревожностью и страхами, у них автоматически была снята патологическая зависимость от тяжёлого рока и, как одно из следствий, проявления ксенофобии.  

                   Пример переживаний и жалоб одного из подростков с ксенофобией

Подросток 14 лет. Не просто предпочитает черный цвет во всем - считает, что черный цвет внутри него. Он его сильно привлекает его и ассоциируется с тяжелым роком. Резкие пронзительные звуки проигрываются в голове как сирена, как призыв к агрессии против иных, нерусских. Объясняет, что все цвета тяжелом роке, как 7 кругов ада и жизнь его, как короткая нотная линия. Хард-рок сильно заводит его и его друзей и «сносит крышу». Он испытывает в этой музыке «крутой кайф» и «крутой ужас». Музыка для него как наркотик, она манит и пугает, опустошает и бьет, зовет в бой, чтобы расквитаться со всеми «чужаками». Считает, что все его прошлое – это что-то темное и черное.

Жаловался на повышенную тревожность, напряжение в теле, страхи кошмарных снов, божьего и родительского наказания, будущего, сатаны, чертей. В кошмарных снах видел убийства, кровь, смерти, сатану, чертей, чудовищ. Думал, что бог покарает его за кощунственные сны, мысли и недостойные поступки. Родители твердили, что бог покарает его, если он будет плохо учиться и вести себя. В связи с этим у мальчика развились чувства вины и греховности. Он стал считать, что недостоин любви бога и родителей. Сообщил о своей ненависти к выходцам с Кавказа и мусульманам.

Мальчик очень любил молиться, долго, часами молился до самозабвения. Эмоциональный подъем, ощущение свободы от страхов, напряжения, тревоги, переживаемые во время молитв, нахождение в церкви, были кратковременными, но заставляли его постоянно стремиться к ним. Считал, что молитвы и преследование иноверцев и кавказцев помогут ему спастись от сатаны, от страхов. В то же время он сам боялся стать сатаной. Признался, что ненавидит и опасается людей другой национальности и веры, готов их убивать, ждет, когда вырастет и найдет себе верных друзей, когда он сможет вместе с ними воевать против чужих. Любил новости о терактах, убийствах на национальной почве, так как это «зажигает месть» против людей другой веры и нации. В мечтах видел себя главарем террористического отряда.

                                  Превентивная мера против экстремизма

При умелом и целенаправленном манипулировании религиозными чувствами подростков в пользу экстремистских целей религиозный фанатизм или другая аддикция в сочетании с враждебностью, тревожно-депрессивной составляющей подростков могут превратиться в весьма эффективное орудие экстремизма и терроризма. В этих случаях психозащитные механизмы оправдывают агрессивные мысли и действия религиозной целесообразностью и мотив выполнения терактов как высшей миссии может стать для подростков целью и смыслом жизни

Опыт психотерапии подростков с проблемами ксенофобии показал, что ксенофобия, как любая другая фобия, может быть преодолена в рамках краткосрочной полимодальной психотерапии. Важно подчеркнуть, что психотерапию ксенофобий можно считать превентивной мерой против экстремизма и терроризма.

Возможность успешной психотерапии ксенофобии особенно важна в отношении подростков, которые в силу известных причин представляют собой особую группу риска в отношении экстремистских устремлений.

 

 



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимные манипуляции подростков и родителей: или как быстро и просто получить то, что хочешь.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Назовите пять любимых книг» или самораскрытие в психотерапии подростков
  • Перенос в психотерапии подростков
  • Что с иниациативой у современных подростков?
  • Пара слов о психотерапии подростков.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Зависимое (аддиктивное) поведение подростков
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • В моей смерти прошу винить… (Самоубийства у подростков или как не пережить своих детей)
  • Невротические расстройства у подростков. Взгляд на проблему разных школ психотерапии
  • Лабиринт эмоций для подростков
  • Первые отношения: что нужно знать родителям подростков
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • О сексуальном воспитании подростков или как избежать трагедии Дианы Шурыгиной и Сергея
  • Что заставляет подростков совершать кражи?
  • Нимфомания девочек-подростков: что делать?
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Что смартфоны делают с психическим здоровьем подростков
  • Курение как деструктивный способ социализации подростков
  • 8 советов от подростков - как испортить отношения с ними...
  • МетафораI Избежать или погибнуть. Испытания для подростков.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать.
  • Что нужно обязательно знать и делать родителям подростков
  • Переживание эмоционального благополучия как необходимое условие успешной социализации подростков
  • Про сексуализацию у подростков и то, как быть родителям
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как социальная фобия влияет на коммуникативную сферу подростков, часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь