Как социальная фобия влияет на коммуникативную сферу подростков, часть 1

Интенсивность происходящих в современном обществе процессов требует значительных навыков общения. С одной стороны, для соответствия новым реалиям жизни необходим опыт создания и поддержания взаимовыгодных коммуникаций. С другой стороны, высокий темп современной жизни ведет к росту психоэмоционального напряжения, это отражается в распространении социофобии, затрудняющей коммуникацию.

В силу возрастных особенностей психики и физиологии, подростки менее стабильны в психоэмоциональном плане. При этом, ведущей в подростковом возрасте является именно коммуникативная деятельность. Социофобия ведет к значительным нарушениям в формировании и развитии навыков коммуникации, негативно сказываясь на успеваемости и психоэмоциональном состоянии, затрудняет сепарацию от родителей, создает предпосылки для будущей социальной изоляции.

Наиболее частые рекомендации схожи в части направления к концентрации внимания и воли субъекта общения, практические рекомендации противоречивы и лежат в диапазоне от призывов к подавлению эмоций, мешающих общению, до описания важности эмоциональной регуляции и интеграции аффективного материала.

В рамках написания магистерскоой, мной были проведены исследования 53 подростков 13-14 лет (тест М. Лейбовица (LSAS) на определение уровня социофобии, интервью, цветовой тест Люшера, диагностика типа коммуникативной установки В. Бойко, опросник «подростки о родителях ADOR/ПОР», диагностика проявленности коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1).

Участникам были даны разъяснения о процедуре исследования. Затем при помощи опросника М. Лейбовица были сформированы:

- основная группа (14 человек, из них 8 девушек и 6 юношей) с уровнем социальной фобии от выраженного уровня (у 3 девушек и 3 юношей) и выше (3 девушки и 2 юноши - сильная фобия,  2 девушки и 1 юноша – очень сильная);

- контрольная группа (39 человек) с незначительными признаками социальной фобии и незначительной разницей результатов у юношей и девушек: у 2 робость (застенчивость), у 8 социальное волнение, у 17 социальная тревожность, у 12 умеренная социальная фобия.

Участники основной группы более всего боятся и избегают в межличностных коммуникациях:

- 7 девушек и 5 юношей: противостояния и оценки;

- 6 девушек и 4 юношей: формального общения и взаимодействия.

Страх публичных действий выражен умеренно у 50 % всех участников обоих полов: 1-2 балла в графе «избегание», 3-4 балла в графе «тревожность».

При проведении интервью участников основной группы в ситуациях  межличностных коммуникаций обнаружено:

- 7 девушек и 6 юношей (более 90% группы)  склонны к обесцениванию в ситуации фрустрации, подстраиваются под собеседника, оценивая его потребности выше своих, и / или скрывают степень своей заинтересованности,

- 7 девушек и 5 юношей (90% группы) стараются избегать повторения фрустрирующих, тревожащих ситуаций и склонны к самообвинению,

- 6  девушек (75 %) и 6 юношей (100%) считают необходимым подавлять волнение, сортировать эмоции на приемлемые / неприемлемые, ощущая после этого эмоциональную и физическую усталость.

Участники контрольной группы реже подавляют и вытесняют тревожащие эмоции (30 % группы) и обесценивают свои потребности (45 %).

Все участники групп имеют неосознаваемые интегрированные извне психологические защиты, коммуникативные стратегии и отношение к себе.

Далее был проведен полный цветовой тест Люшера. Тревожность, внутренние конфликты, эмоциональная напряженность разной степени (от 3 до 12 баллов) выражены у 7 участников основной группы. Все в контрольной группе и 7 участников основной группы часто испытывают в коммуникативном процессе незначительную (1-2 балла) неосознаваемую тревожность (вероятный признак потребностей, затормаживаемых ввиду признания их нецелесообразными), у 30 % в сочетании с присутствием актуальной эмоциональной проблемы.

Диагностика коммуникативных установок по В. Бойко показала, что наиболее выражены в основной и контрольной группах соответственно: стремление к завуалированной (69% и 43%) и открытой (28% и 9%) жестокости, наличие негативных установок по отношению к процессу общения у 40% и 19%, негативный опыт общения у 42 % и 38 %.

Отношение к подросткам матерей в контрольной группе: выраженные позитивный интерес и фактор близости, средневысокий фактор критики.

В основной группе: факторы критики и директивности снижены, факторы автономности и близости повышены (3,5 из 5) у юношей и в норме (2,9 из 5) у девушек: это отражает возможность проявления теплых чувств и принятия своего ребенка при достижении им успехов, но с учетом повышенного уровня непоследовательности может меняться на отвержение в случае не успешности.

Связь между признаками «уровень социофобии» и «уровень негативных коммуникативных установок» сильная и прямая: коэффициент корреляции Спирмена (ρ) = 0.822, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая. Число степеней свободы (f) 12. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.538,  ρнабл > ρкрит, зависимость признаков статистически значима (p<0,05).

Заключение и выводы. Исследование выявило у участников основной группы значительное количество коммуникативных трудностей и у девушек, и у юношей, связанных с негативным личным опытом и с невозможностью утилизировать свою агрессию, направленную на себя и других людей. Попытки избежать повторения ситуации отвержения и негативного оценивания провоцирует подростков к неосознаваемой сортировке чувственного опыта на приемлемый (приятный или нейтральный) и неприемлемый (неприятный, болезненный), травмируя психику и усугубляя трудности. Вытеснение и / или обесценивание «неприемлемых» переживаний требует психоэмоциональных затрат, провоцируя стресс, снижая когнитивные и коммуникативные возможности, качество жизни. Распространенные способы коррекции социофобии требуют усилий для совладания с эмоциями, интеллектуализации, сдерживания аффективных проявлений. Это увеличивает напряжение и затраты психической энергии и не дает стойкого результата.

Яркая особенность таких подростков –превентивная готовность получить от окружающих негативную оценку, отвержение. Они часто настолько напряжены в этом ожидании, что не замечают реального к себе отношения со стороны окружающих.

Такие подростки склонны заранее ожидать и бояться отвержения, негативного оценивания. Эти ожидания берут начало в неуверенности в себе, неприятии своих внешности, личности. Им кажется, что окружающие склонны оценивать их заведомо низко, не интересуются ими, не ценят и не уважают их.

Решение пойти на любое взаимодействие с заведомо неблагополучным (по их прогнозам) исходом требует значительных волевых и психических усилий. Они быстро эмоционально и физически истощаются в ситуациях, предполагающих социальный контакт.

В качестве мер развития коммуникативных навыках у подростков-социофобов перспективным выглядит комплекс, сочетающий:

- первичную диагностику;

- длительную (более полугода, при регулярности не реже 2 раз в месяц) индивидуальную и групповую терапию, на фоне регулярного (не менее 1 раза в 2 месяца) мониторинга изменений. Рекомендуемое соотношение теории к практическим занятиям в группе на первых 2 занятиях составляет примерно 2:1, в последующие полтора-два месяца это соотношение постепенно меняется и становиться 1:2, а в завершающие три и более месяцев участникам группы предоставляется все больше инициативы в выборе этого соотношения для каждой встречи группы. Одно занятие длится в пределах от 2 до 4 часов, с одним большим (не менее 20 минут) перерывом и физиологическими перерывами по мере необходимости.

В случаях с сильной, более 77 ед. по шкале М. Лейбовица, социальной фобией, целесообразна будет рекомендация обратиться также для обследования соматического здоровья к неврологу, эндокринологу и врачу общего профиля для назначение соответствующей медикаментозной поддержки, с разъяснением важности и пользы этого подростку и его родителям.

Во второй части статьи рассмотрим основные этапы предлагаемой комплексной программы более подробно, с примерами и опробованными упражнениями.

Фото взяла отсюда



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей
  • Отношение к психологическому он-лайн консультированию у юношей и девушек
  • Проблемы взаимоотношений юношей и девушек
  • Образ мужчины в представлениях современных девушек и юношей
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Рекомендации по развитию познавательных процессов у подростков и юношей с ОПФР
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Для милых девушек. Стратегии поведения в опасных ситуациях
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Как социальная фобия влияет на коммуникативную сферу подростков, часть 2: упражнения
  • Типичные ошибки неопытных девушек при первом интиме в любовных отношениях.Часть вторая
  • Как послать парня за 5 минут. Инструкция для обиженных девушек
  • Типичные ошибки неопытных девушек при первом интиме в любовных отношениях
  • Исследование восприятия времени у юношей
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Как родителям сладить с отбившемся от рук юношей или девушкой, если она их сын или дочь
  • Сексуальные проблемы современных юношей
  • Страх общения - помощь при социофобии на 3 уровнях
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Правила первого свидания для девушек
  • Лучший способ знакомств для девушек
  • Несколько практических советов для девушек.
  • Основной источник Негативных Установок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь