Проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы

Автор статьи: Ольга Тузова

Обращение к проблеме консультирования опекунов, как одной из категорий замещающих родителей,  обусловлено, во-первых, требованиями практики, и, во-вторых, необходимостью методологической проработки данной темы.

Психологические проблемы сопровождения замещающих родителей: опекунов, приемных родителей, попечителей - все чаще обращают на себя внимание и находят отражение в теоретических и эмпирических исследованиях отечественных ученых, таких как Аладьин А.А., Николаева Е.И., Олейник В.В., Ослон В.Н., Фурманов И.А., Япарова О.Г.

Однако, несмотря на возросший интерес к данной тематике, недостаток ее методологической проработанности остается достаточно ощутимым. В этой связи нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости методологического обоснования консультирования опекунов старшей возрастной группы, что позволило определить цель данной работы: описать проблемы консультирования данной категории опекунов. В качестве объекта исследования выступили опекуны старшей возрастной группы, предметом исследования явились проблемы консультирования указанной категории граждан.

На этапе теоретического анализа было выдвинуто предположение, что существуют, по крайней мере, два вида проблем консультирования опекунов – объективные и субъективные. Субъективными проблемами консультирования выступают возрастные особенности опекунов. Объективной проблемой консультирования можно считать социальную ситуацию данной семьи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Описать особенности опекунов старшей возрастной группы;
  • Рассмотреть и систематизировать запросы на индивидуальное консультирование;
  • Раскрыть проблемы консультирования;
  • Разработать методические рекомендации по консультированию опекунов старшей возрастной группы.
  • В качестве методов исследования использовались:

  • теоретические: теоретический анализ социально-психологической литературы;
  • эмпирические: анализ документов, беседа, наблюдение.
  • Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби.

    Психологическое исследование проводилось в рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих (опекунских) семей в                 г. Мурманск.

    В исследовании приняли участие 20 семей опекунов. Возраст опекунов  расположен в диапазоне от 48 до 78 лет. 2 опекуна в возрасте до 50 лет, 1 – до 60 лет, остальные находятся в возрастном диапазоне от 60 до 78 лет. Всего детей, находящихся в условиях замещающей заботы -  20 человек, от 3-х до  17 лет. Из них 1 дошкольник, 9 младших школьников, 7 детей младшего подросткового возраста и 3 юношеского возраста.

    Анализ документов показал, что все  семьи представлены опекунами, являющимися кровными родственниками, 3 семьи бабушками по отцовской линии,  остальные семьи  бабушками  по материнской линии. Из них  в полной семье, где есть и бабушка, и дедушка воспитываются только шестеро детей. В 9  семьях опекуны на момент принятия в семью ребенка имели статус вдовы,   в 5 семьях  состояли в разводе. Высшее образование имеют 5 опекунов, остальные - среднее.

    Особенностями опекунов старшей возрастной группы выступают, изменения в  эмоционально-волевой и мотивационно - потребностной сферах. Например, в возрасте от 50 до 70 лет потребность в самореализации является одной из основных, все респонденты отмечают необходимость в ощущении собственной полезности и значимости для социума. После 70 лет актуализируется потребность в поддержании физического здоровья  на   приемлемом уровне, а желание участвовать в общественной жизни пропадает.

    Возрастные особенности опекунов являются значимыми в консультативном пространстве. В частности, следует обращать внимание на такие особенности как задачи возраста, преобладающие психические состояния. Следует помнить, что семейное консультирование опекунов старшей возрастной группы требует особой деликатности, так как семейная психотерапия, как это отмечается в работах З. Г. Эйдемиллера, И. В. Добрякова, И.М. Никольской,  не показана в случаях ригидности жизненных установок, особенно связанных с преклонным возрастом. Возможные перемены в функционировании семьи могут привести к психосоматическим расстройствам у пожилых людей и даже к смерти. [3]

    Анализ запросов клиентов старшей возрастной группы так же имеет свою специфичность. Как известно, семья обращается за консультированием вследствие дисфункции  удовлетворения  основных потребностей ее членов, что находит свое отражение в симптоматичном поведении ребенка, обусловленного возрастной ригидностью опекунов, их неспособностью адаптироваться к изменяющимся потребностям опекаемых. Однако все запросы опекунов представляют просьбы об оказании влияния на ребенка (подростка), в том, чтобы сделать его более послушным. Типичные фразы опекунов: «Заставьте его уважать меня, больше любить. Хочу, чтобы он меня слушался» и пр.

    Проблемы консультирования, в связи с вышесказанным, связаны, как правило, с возрастными особенностями опекунов и спецификой семейных отношений. В частности, наличие кровного родства в системе отношений опекун-ребенок обуславливает характерные для опекунских семей проблемы. Среди них можно выделить такие как: неудовлетворительное психоэмоциональное и психофизическое состояние опекунов, материальные затруднения, незавершенные задачи острого горя, вызванные смертью либо социальным неблагополучием собственных детей, а также расширение сферы родительских чувств, что ведет к путанице семейных ролей, страх «потери»  ребенка, проекция собственных нежелательных качеств на детей, чрезмерно выраженная «нормативность» жизни семьи и взаимоотношений в ней, устойчивость уклада семьи, низкий уровень семейной и психологической культуры.

    Не справляясь с воспитанием, бабушки выбирают доминирующую гиперпротекцию с элементами повышенной моральной ответственности на фоне эмоционального отвержения ребенка, что увеличивает  напряжение и дискомфорт в семье. В этих семьях у детей отмечается заниженная самооценка, недовольство опекуном и собой, нарастание  тревожности,  снижение уровня притязаний, рост  сомнения в своих возможностях, снижаются личные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий, либо к протестным реакциям, вынуждая опекунов к поиску ресурсов вне пределов семьи.

    Совокупность перечисленных проблем не позволяет детям развить способности и интересы, затрудняет  их социальную адаптацию и как следствие получить качественное образование. Все перечисленные факторы нарушают нормальное течение жизнедеятельности семьи, препятствуя решению  возрастных задач развития детьми, и являются точками приложения для коррекционно-развивающей  и реабилитационной работы с семьей.

    Таким образом, проблемы консультирования опекунов старшей возрастной группы можно представить с двух сторон:

  • К субъективным проблемам консультирования мы относим такие возрастные особенности опекунов как: ригидность установок, убеждений; экстернальный локус контроля; эгоцентричность; ограничение социальных контактов
  • К объективным проблемам консультирования можно отнести социальную ситуацию данной семьи, что выражается в следующих характеристиках: опекунская семья, как правило, представляет собой закрытую систему; спутанные семейные роли; преобладающий стиль воспитания в семье - гиперпротекция; дети воспринимаются опекунами как инструмент для обретения смысла жизни.
  • Исходя из обозначенных проблем нами разработан ряд  рекомендаций, который позволит выстроить стратегию процесса психологического консультирования опекунов на перспективу.

    При организации консультативного пространства на всем этапе психологического сопровождения важно использовать нерефлексивное слушание, с целью снятия у опекунов избыточного напряжения и тревоги. Необходимо  применять психологическое поглаживание, поиск и взращивание ресурса клиента.

    В качестве примера приведем фрагмент консультации опекуна 72 лет (образование среднее, вдова, последние 12 лет не работает). Пришла  в центр за помощью, поскольку не понимает что случилось: внучка (10 лет) стала плохо учиться, грубит,  к психологу идти не хочет, говорит «Тебе надо ты и иди».

    ………

    Психолог: Как ваше здоровье?

    Опекун: Сердце пошаливает.

    Психолог:  Что с этим делаете?

    Опекун: Бросила курить  в прошлом году. Внучка настояла, чтобы я бросила, боится за мое здоровье.

    Психолог: Восхищаюсь вами, расскажите, как вам удалось сделать это? 

    Опекун: Положила папиросы на стол и сказала себе, что я больше не курю. Очень трудно было, но я терпела, семечки щелкала, когда очень сильно хотелось курить. А через неделю подруга старшей дочери принесла мне книгу Аллана Карра  "Легкий способ бросить курить", я читала ее и мне помогло.

    Психолог: Вы любите читать? 

    Опекун: Да.

    ………

    В данном фрагменте консультативной работы показано как психолог применяя психологическое поглаживание  взращивает самооценку клиента («Восхищаюсь вами…»), с помощью техники ободрения, рефлексивного слушания,  постановки вопросов, исследует  ресурсы  клиента («…расскажите, как вам удалось сделать это?»).

     Диагностика семьи будет эффективнее, если использовать семейную генограмму, что, с одной стороны позволяет проследить историю семьи, семейный сценарий, мифы семьи, повторяющиеся паттерны взаимодействия. С другой стороны, при помощью данного метода актуализируется собственный опыт детско-родительских отношений опекуна, что является для него возможностью к переосмыслению своих установок по отношению к опекаемому. Генограмма так же может служить инструментом к наполнению жизни опекуна смыслом, позволяет ему увидеть свою жизнь как нечто целостное, непрерывное, взаимосвязанное и переоценив ее, подвести итоги.

    В ходе сопровождения опекунских семей были сформулированы следующие правила:

  • Инициировать общение с семьей не реже 1 раза в неделю.
  • «Снимать» избыточное напряжения опекуна.
  • Оказывать психологическую поддержку: поддержка самооценки, признание важности их труда для ребенка, общества, государства.
  • Использовать генограмму как диагностический и терапевтический инструмент, а так же как ресурс для опекуна.
  • Применять в ходе консультирования инновационную методику «Книга жизни», направленную на психологическую реабилитацию опекунов и опекаемых.
  • Привлекать к групповым формам работы: информирование, конференции для замещающих родителей, семинары, тренинг профессионального выгорания, тематические встречи, создание «сообществ опекунов».
  • Применять комплексный подход в сопровождении опекунской семьи (осуществлять посредничество между семьей и другими институтами социализации).
  • Следует отметить, что в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи консультирование опекунов старшей возрастной группы является составной частью работы команды специалистов: психологов, социальных работников, социальных педагогов, специалистов отдела охраны прав несовершеннолетних, учителей, администрации школ и детских садов. Очевидно, что обозначенная проблема нуждается в дальнейшем теоретическом и практическом осмыслении.

    Литература

    1. Семья : психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. – М. : АСТ, 2010. – 576 с.
    2. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ. – М. : Когито-Центр, 2012. – 496 с.
    3. Эйдемиллер З. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия / уч. пособие для врачей и психологов. Изд. 3-е – СПб.: Речь, 2007. - 352 с.
    4. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб, 2000.


    Просмотров: 475
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • ВИЧ положительный ребенок. Подготовка родителей и опекунов к раскрытию диагноза
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • особенности консультирования замещающих семей
  • Однополые семьи с детьми: некоторые аспекты психологического консультирования
  • Как работать с жалобами на сексуальные проблемы в рамках психологического консультирования?
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Так интересно, что даже страшно! | Практика консультирования
  • Особенности начального этапа психологического сопровождения семьи
  • Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Форум как инструмент психологического консультирования
  • Работа с психологом как инструмент или Тайны психологического консультирования
  • Проблемы психологического консультирования подростков: экзистенциальный подход
  • Инициации, как необходимые этапы в жизни семьи и детей.
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Анализ экзистенций как необходимая сторона консультирования
  • Книги для родителей детей до 3-х лет (рекомендует психолог)
  • Что такое психологическое здоровье семьи?
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь