Вариант нейропсихологического заключения на ребенка

 

Публикация данного заключения произведена с личного разрешения родителя (мамы) ребенка, с изменением инициалов и даты обследования.

Заключение по результатам нейропсихологического исследования актуального состояния высших психических функций К. 9 лет от 03.10 .2010 года.

Обследование проводилось с помощью набора пато - и нейропсихологических методик.

Первичный контакт затруднен, К. молчит, на вопросы не отвечает, требуются постоянная стимуляция и поддержка извне. По мере развития беседы контакт приобретает более свободный характер. Мимика маловыразительная. Голос средней громкости, недостаточно модулированный. Речь быстрая, с односложными ответами, наблюдаются затруднения при вербализации ответов. В ситуации обследования К. ориентирована полностью в месте, времени, собственной личности, критична. В поведении вначале, скованна, напряжена, инактивна. Эмоциональный фон ровный. Мотив обследования и интерес к результатам определить сложно, однако реакция на неудачу и одобрение сформирована. В присутствии мамы реакция на неудачу более эмоциональная (слезы, как незрелая защитная реакция - регрессия), без мамы спокойная. Темп работы медленный, с тенденцией к среднему, требуются постоянная стимуляция и поддержка извне. В деятельности отмечается инертность, трудность проявления инициативы при включении в задание. В процессе исследования наблюдаются признаки истощаемости (увеличение латентного времени в ответах).

Со слов мамы девочка с 2011 года принимает противосудорожные препараты, которые могут искажать объективную картину состояния высших психических функций.

Латеральная организация – правша, случаев левшества в семье, со слов мамы, не отмечалось.

Личностные особенности: впечатлительность, сензитивность.  

Модально – неспецифические нейродинамические нарушения: аспонтанность, инактивность (при посторонних, малознакомых людях), истощаемость психических процессов, трудности проявления инициативы при включении в задание.

Произвольная регуляция деятельности: снижение контроля за протеканием произвольной деятельности; упрощение программы, замена сложной программы деятельности инертными стереотипами, нарушение программирования произвольной деятельности (затруднения при составлении общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании).

Состояние высших психических функций.

Внимание – флуктуативно.

Кинестетический праксис – норма. Верно выполняет последовательно заданные изменения положения пальцев правой и левой руки по зрительному образцу, по кинестетическому образцу, переносит позу с одной руки на другую. Оральный праксис – норма.

Кинестетический (динамический) праксис – движения выполняет в умеренном темпе, начинает сопряженно с нейропсихологом, продолжает сама. Наблюдаются единичные ошибки с серийной организацией (редкие сбои с самокоррекцией). Графическую пробу «Заборчик» выполняет с искажением программы по типу уподобления элементов – замена вертикальных линий пологими и наоборот. Строка плавно съезжает вниз (нарушение пространственных функций). Реципрокная координация движений – осуществляет переход к автоматизированному выполнению плавно сразу или после единичных сбоев вначале.

Пространственный праксис -  выполняет пробы Хэда верно, с единичными ошибками, узнает и показывает зеркальные буквы и цифры. Время на часах ещё не определяет.

Тактильные и соматогностические функции – верно вербализует тактильные прикосновения, части тела, в пробах Форстера наблюдаются единичные ошибки.

Стереогноз – норма.

Слухомоторные координации – элементы аритмии (восприятие ритмов, воспроизведение, восприятие и воспроизведение простых и акцентированных ритмов с ошибками).

Слуховой гнозис – узнает и называет неречевые звуки верно.

Зрительный гнозис – воспринимает предметные, реалистические, перечеркнутые, незавершенные, химерные изображения, фигуры Поппельрейтера – верно. Эмоциональный, цветовой, лицевой, симультанный, цифровой и буквенный гнозис в норме.

Пространственный гнозис – нарушение ориентировки в пространственных признаках изображений, в системе координат «верх-низ», «право-лево». Отсутствие признаков, передающих пространственные отношения в рисунках. Трудности копирования фигуры Тейлора. Элементы конструктивной апраксии.

Память слухоречевая – умеренно снижена, из 2х групп по 3 слова после гетерогенной интерференции К. воспроизвела 1 и 2 ИЕ. Пересказ текста «Галка и голуби» осуществляла с помощью наводящих и уточняющих вопросов неполно.

Память зрительная – снижена. С пробой «6 фигур» не справилась. Не смогла воспроизвести ни одной фигуры с первого раза (прочность хранения зрительной информации проверить не удалось). Однако с пробой «6 букв» справилась (допустила 1 пропуск при норме 1-2). С пробой – сюжетная картинка «Лето» справилась на 50%.

Речевые функции – спонтанная речь представлена в основном отдельными словами или короткой фразой. Выполнение проб на автоматизированную речь, произнесение звуков (фонематический слух), речевую артикуляцию и кинетику девочка выполняет сопряженно с нейропсихологом. Однако называет и показывает изображения из альбома (номинативные функции) верно. Понимание логико-грамматических конструкций с единичными ошибками. Построение самостоятельного речевого высказывания затруднено. Можно предположить дестабилизирующее влияние эмоциональных переживаний в процессе исследования (как невротический компонент).

Письмо, счет – написание и списывание отдельных букв, слогов, слов и словосочетаний печатными буквами правой рукой. Счет в пределах одного десятка (написание и чтение отдельных чисел, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке) – выполняет верно.

Чтение – простых и наложенных букв и цифр, прочтение слогов, высокочастотных слов выполняет верно.

Интеллектуальные функции – верно интерпретирует содержание сюжетных картинок, верно исключает 4й лишний предмет (невербальный вариант), определяет грамматические конструкции. В классификации предметов наблюдаются легкие нарушения операциональной стороны мышления (снижение процессов обобщения).

 

Заключение.

На момент исследования на первый план выходит нарушение нейродинамических параметров психической деятельности (инертность, инактивность, истощаемость), Нарушение речевой активности и внутреннего программирования высказывания, а также снижение контроля за протеканием произвольной деятельности; упрощение программы, замена сложной программы деятельности инертными стереотипами, нарушение программирования произвольной деятельности (затруднения при составлении общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании, снижение инициативы). 

  1. Легкая динамическая мануальная апраксия.
  2. Элементы пространственной апраксии.
  3. Аритмия (нарушение слухомоторных координаций) умеренной степени выраженности.
  4. Пространственная агнозия умеренной степени выраженности.
  5. Элементы конструктивной апраксии.
  6. Нарушение мнестических процессов и функций внимания умеренной степени выраженности.
  7. Нарушение речевой активности и внутреннего программирования высказывания умеренной степени выраженности.
  8. Элементы акалькулии.
  9. Легкие нарушения операциональной стороны мышления (снижение процессов обобщения). В процессе исследования наблюдается преобладание невербальных средств общения над вербальными.

В норме зрительный гнозис, кинестетический праксис, оральный праксис, соматогностические функции, тактильные функции, стереогноз.  

При проведении исследования можно предположить дестабилизирующее влияние эмоциональных переживаний вследствие личностных особенностей девочки, а также воздействие противосудорожных препаратов. Данные факторы могут искажать актуальное состояние высших психических функций. Для подтверждения результатов необходима следящая диагностика или  ретестирование.

 

 

Клинический психолог (нейропсихолог)                                        Иващенко Л.Б.

 

 

 



Просмотров: 926
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Особенности изобразительной деятельности при деменции
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Перинатальная психология как область деятельности при профессиональном самоопределении психолога
  • Стратегии деятельности при различных уровнях ограничения самоактуализации
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Кто они без нас? (верно ли, что женщина делает мужчину?)
  • Если пойму причину проблемы, то смогу найти решение! Верно ли?
  • Нарушение пищевого поведения у детей при сахарном диабете 1 типа.
  • Евангелие говорит: Блаженны нищие духом. Верно ли это с точки зрения психологии?
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Танец при нарушениях функций ОДА
  • История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности
  • Как правильно взвинтить темп деятельности?
  • Трудности при снижении веса. Снижение мотивации
  • Роль амбивалентности в развитии привязанности и психических функций
  • Индивидуальный стиль деятельности или особенности темперамента?
  • Психологические границы. Норма и нарушение.
  • Об использовании полиграфа при проведении специального психофизиологического исследования
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм
  • Перинатальный психолог и область его деятельности
  • Мотивация деятельности. Или куда испаряется желание что-то делать
  • Сон разума или тайны сна, психоза и творческой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь