Векторы женской реализации

В современной жизни женщина поставлена в такие рамки, когда она должна совмещать в себе и хорошую хозяйку, и заботливую мать, и первую красавицу страны и бизнесвумен . Социокультурная реальность транслирует многоплановость женского образа, что требует максимальной мобильности и гибкости психологических функций современной женщины. Демократизация общественного уклада и освобождение женщин от тоталитарных фреймов предлагает женщине свободу выбора и поиск индивидуальных векторов реализации.

В ряде случаев обращение женщин за психологической помощью связано с проблемами моновекторности или недифференцированности векторов женской реализации. Указанные выше социокультурные процессы порождают феномен, который может быть обозначен, как «нарциссическая экспансия», когда женщина стремится к многовекторной реализации и в результате перегруженности возникает либо фрустрация, либо жизнь «ни в чем».

В течение нескольких последних лет мысли о способах работы с различными проблемами, с которыми обращаются женщины за помощью, были одними из доминантных в профессиональном творчестве авторов, что потенцировало высокую сензитивность и мотивированность к данной проблематике.

Актуальность исследования продиктована отсутствием полноценной теории, объясняющей векторы женской реализации, отсутствием объяснительных стандартов психотерапевтического воздействия, что затрудняет развитие практики психологии. Фрагментарность данных о генезисе и функционировании векторов женской реализации, отсутствие психодиагностических методов представляют собой серьезное препятствие в спецификации причин и разработке психотерапевтических техник при работе с различными дисгармониями, с которыми женщины обращаются за психологической помощью. Таким образом, разработка подхода связана в первую очередь с его прагматичностью, пришедши из практики, он должен в нее и вернуться. Отдельным аспектом, повышающим актуальность и подтверждающим своевременность обсуждаемой проблематики, является вопрос о длительности психологической помощи. Не являясь сторонниками форсирования психотерапевтического процесса и осознавая в ряде случаев его неэффективность и даже опасность, реалии практики оказания помощи часто требуют ускорения психотерапевтической работы, что требует разработки техник, направленных на работу с индивидуальными моделями женской реализации.

Начало осмысления любой научной и практической проблемы сопровождается наблюдениями, вопросами и интуитивными опытами, которые направляют внимание на некоторую часть реальности. В первом приближении при рассмотрении проблематики векторов женской реализации усматривается, что разработка нового подхода требует наполнения его реальным содержанием и отсеиванием «пустых» элементов. Интеграция  сведений, полученных при анализе материалов консультативной практики, эмпирических данных, литературных иллюстраций, научной литературы, позволяет дать краткую характеристику векторов женской реализации.

Индивидуальная модель женской реализации имеет смешанную природу и значит она не может изучаться методами, отражающими лишь феноменологию, либо исключительно внешнюю активность женщины.

В становлении векторов женской реализации имеются сензитивные к внутренним состояниям и средовым влияниям периоды. Наряду с этим существуют периоды стабильности, когда нет вызовов «извне» и стремлений «изнутри», когда векторы женской реализации временно неизменны. Векторы женской реализации зависят от осмысленности и интенсивности жизнедеятельности женщины, они могут изменяться при возникновении рыхлых перспектив, оставаться стабильными и сужаться при доминировании сверхценной идеи. В период стабильности вектор использует уже освоенную лексику самовыражения, во время кризисов один из векторов женской реализации может «сворачиваться», уступая дорогу другому вектору. Векторы женской реализации связаны с особенностями онтогенеза женщины и взаимодействуют с другими качествами личности. В разные возрастные периоды развитию векторов женской реализации необходимы разные средовые аффирмации. При неблагоприятных случаях некоторые векторы реализации не развиваются, блокируются, что может приводить к компенсаторному замещению «неработающего» вектора другим.

Векторы женской реализации способны к спонтанной активности, которая выражается досознательными и сознательными средствами. Можно думать, что векторы женской реализации двухсторонне связаны со структурой индивидуальности, а именно с формально-динамическими, предметно-содержательными, духовно-мировоззренческими ее характеристиками; обеспечиваются целями жизни и порождают их, оказывают и испытывают влияние на характер и особенности личности.

В качестве свойств векторов женской реализации могут быть выделены внешние атрибуты личности женщины, которые она присвоила и защищает (эмпирическое Я у У.Джеймса), а также жизненное пространство, которое включает поле ( терминология К.Левина). Векторы женской реализации корреспондируют с определенными атрибутами а потому связаны с символически нагруженными образными посланиями. Маркерами векторов женской реализации выступают психосоматические феномены, артефакты, жизненное пространство, социальные отношения, ценности.

Индивидуальная модель женской реализации может иметь как один вектор реализации (моновекторность) так и несколько векторов, выраженность, которых указывает на поливекторность женской реализации или недифференцированность векторов женской реализации. Поливекторность женской реализации может указывать как на широту диапазона индивидуальной модели женской реализации, так и на переходную фазу жизни, когда один вектор становится значимым, а другой еще не нивелировался.

Одной из важных задач воплощения теоретической модели индивидуальной модели женской реализации на практике было нахождение жизнеспособной объяснительной модели в качестве рабочего нарратива при работе с женщинами. С людьми трудно говорить на языке науки, язык науки предназначен для самой науки и в определенном смысле замкнут на изучаемом предмете. В нашей культуре очень востребованы экстрасенсорные, магические, парапсихологические и прочие иррациональные формы помощи, основными потребителями которой являются женщины. Закрывать глаза на то, что псевдонаучные подходы с успехом способны выполнять психотерапевтические функции нельзя, скорее необходим глубокий и честный анализ данного феномена без «элитарного» снобизма и научного нарциссизма. Кроме того развитие психологического знания сопровождалось сменой критериев научности, и, по мнению К.Поппера, до сего дня нет устоявшихся критериев, дающих возможность определить где заканчивается миф и начинается теория, где имело место прозрение, а где заблуждение.В популярной психологии, адресатами которой являются женщины, можно встретить массу в лучшем случае бесполезной, а в худшем откровенно деструктивной информации, литературы, цель которой говорить доступным языком с женщинами о сложных вещах, очень мало. Вместе с тем не считаться с «популярным» нельзя, задача состоит в «отделении зерен от плевел». В качестве таковых «зерен» авторы считают ставшие популярными книги Дж.Ш.Болен и А.Стассинопулос, в которых разрабатывается теория женской психологии в мифологическом контексте. Ввиду того, что разрабатываемые авторами идеи перекликаются с идеями вышеуказанных авторов и объединены базовой метафорой, в качестве релевантного артикулирующиго нарратива наших идей в психотерапевтической работе выступают, в частности, мифологемы, притчи и другие формы нарративов. Данный выбор продиктован, кроме уже высказанных идей, также тем, что мифологические наррации индивидуальной модели женской реализации выступают «входом» в психическую реальность, путь к которой облегчен посредством знакомых образов, которые пробуждают чувства и воображение.

Аппеляция к миру образов  позволяет перевести психологическую проблему на эмоциональный, образный язык, доступный женщинам независимо от возраста, социального статуса и других характеристик. Например идентификация с героинями мифов является мощным ресурсом, включающим такие психокоррекционные механизмы как катарсис, осознание, инсайт и т.п. Понятные всем, самым широким слоям населения, архетипические образы как магнит настроят большое количество людей в нужном направлении. Символы и образы, происходящие из глубин общечеловеческого бессознательного, понятны вне зависимости от языка и культурных кодов той или иной узкой группы. Однако, целью психотерапии не может быть лишь инсайт, в ряде случаев катарсиса также недостаточно, нахождение «входа» еще не означает, что дверь открыта, рассказ о архетипах оживляет, дает интуитивное прозрение, увлекает, но на этом все может закончиться, превратится в «это интересно». Как бы ни был мифологический язык образен и не потенцировал сферу воображения, «лечения разговором» не выйдет, красочного дискурса не достаточно. Получается ситуация, когда двери найдены, а «ключ» к ним не подобран. Слишком часто вследствие переоценки роли языка считается, что любое взаимодействие требует языкового опосредования. Многие идеи становятся заложниками примата обыденного словесно-логического мышления, лед недоверия между сознанием и бессознательным еще не растоплен. В качестве ключа, делающим вход не актом его созерцания, а истинным входом, являются разработанные нами техники работы с векторами женской реализации, одной из которых являются символически-имагинальные карты. В качестве методологической основы разработанных символически-имагинальных карт лежат идеи архетипической психологии, в частности принципы архетипического моделирования, используемые в рекламе, идеи заимствованные из практики арт-терапии, проективной психодиагностики и пр.

Ральф Эмерсон пишет, что любое явление в природе есть символ какого-нибудь явления духовной жизни. "Любая ее картина соответствует какому то состоянию души, и это состояние души может быть выражено лишь посредством этой картины природы, олицетворяющей его..."

Символически-имагинальные карты -  это разработанная нами коллекция визуальных образов, которые направлены на инициацию определенных векторов женской реализации, обладающие потенциями роста и развития. В основу разрабатываемых терапевтических символов-образов был положен анализ отдельных случаев женщин, обратившихся за психологической помощью (особенности символически-имагинальной продукции - сновидения, арт-продукты, спонтанно возникающие образы, при кристаллизации вектора ж.р; специфики выделенной лексики (секторов) жр); архетипическая маркировка векторов женской реализации (данные мифологической, этнографической и культурологической литературы, коррелирующие с наблюдаемыми в практике образами).

Векторы женской реализации



Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • МАТЕРИНСТВО ВОЗМОЖНО | Что мешает женской реализации
  • Когда нет женской реализации и мужчина не проявляет мужские качества и / или уходит в зависимости
  • Архетипические паттерны женской сексуальной реализации
  • Символически-имагинальные карточки в работе с архетипическими векторами реализации женщин
  • Как русская сказка может помочь в реализации проекта
  • «Свет» и «Тень» женской дружбы… Или «Пусть говорят, что женской дружбы не бывает, но мы то знаем…»
  • БЦ, МЮ и БЯ как векторы женской самореализации.
  • Что мешает реализации цели.
  • Что мешает реализации истинного я.
  • Тяжёлая ноша "женской участи". Как не разочароваться в своей женской роли?
  • “5 мифов, которые мешают реализации предназначения”
  • 12 шагов успешной постановки цели в жизни для реализации
  • Как найти ресурсы для реализации поставленных целей?
  • Критическая ситуация: фрустрация - трудность в реализации жизненно необходимых мотивов.
  • Болезнь как способ реализации жизненного сценария.
  • Лестница личной реализации
  • Спираль реализации намерения
  • Фабрика по реализации мечты
  • Кодекс женского счастья, или 5 законов реализации намерений (спинкастинга)
  • Кодекс женского счастья, или 5 законов реализации намерений (спинкастинга)
  • Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.
  • Увлечение Селфи как признак низкой реализации человека.
  • Внутренние манипуляции как средства реализации жизненного сценария
  • Фазы реализации Мечты. 5. Кристаллизация
  • Фазы реализации Мечты. 3. Кульминация
  • Фазы реализации Мечты. 4. Опустошение
  • Фазы реализации Мечты. 2. Преодоление
  • Фазы реализации Мечты. 1. Воодушевление
  • Правильное хотение. Безопасный путь реализации желаний.
  • Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь