Формирование конфликтологической компетенции, как условие достижения высоких результатов .

Конфликты в спортивной среде возникают часто и повсеместно. Это и неудивительно, так как спорт представляет собой соревновательную деятельность, в которой каждый участник желает превзойти своих соперников и стать победителем. Острая конкуренция среди участников различных соревнований становится источником конфликтов в среде болельщиков, спортсменов, тренеров, спортивных организаций. Иногда в спортивные конфликты втягиваются целые государства и межгосударственные союзы.  Спорт предъявляет к спортсменам жёсткие требования, достижение высоких результатов обеспечивается не только тренировкой физических качеств, но и психологической подготовкой будущих спортсменов, где далеко не последнее место занимает   умение конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

 Задача педагог-психолога   спортивной команды   не только квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, но и научить спортсменов в реальном конфликте самим осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло,   развить у воспитанников умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

При разработке программы нами был использован групповой психологический тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Предназначено для учащиеся подросткового возраста.  Количество занятий – 16 занятий (1 занятие в неделю).  Продолжительность занятий   - 60 минут-80 минут.

Каждое занятие должно включать следующие этапы: 1) Вводная часть (разминка).

Ритуал приветствия, разогрев, настрой на работу. 2) Основная часть. Включает упражнения, игры, методики, направленные на реализацию целей и задач программы.  3) Заключительная часть. Подведение итогов, ритуал прощания.

На основании изученного материала, теории и практики психологической подготовки спортсменов можно дать несколько  рекомендаций по повышению уровня конфликтологической компетентности  у учащихся спортивной школы.          Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое  соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психологического  потенциала и не редко причина значительных физических и духовных травм.  К тому же, участие в соревнованиях -это получение определенных  результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок, и  приобретение спортивного мастерства спортсмена.    Психологические особенности соревнований, закономерности,  причины и динамика предсоревновательных состояний определяет высокие  требования к психике спортсмена.

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.

В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спортивного психолога.

Начинается такая подготовка с ее планирования, когда психолог, зная

индивидуальные особенности каждого игрока и «характер» своей команды, а  также состояние в настоящее время, заранее подбирает средство повышения  или понижения психического напряжения последних тренировок при общей  тенденции к снижению напряжения в последние дни перед соревнованием.  Иногда есть смысл повысить его уровень, сделать своего рода «зарядку», после чего легче стабилизировать психическое состояние игроков. Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям  определяется:   спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде;   уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон  отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий,  помехоустойчивость;   боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату  деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть к  достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных  возможностей. 

Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние  спокойной боевой уверенности. Знание основных эмоциональных характеристик поможет тренеру лучше понимать спортсменов с выраженными нарушениями в эмоциональной сфере. Обязанность тренеров - направлять таких спортсменов на соответствующую консультацию к специалисту. Более того, многие симптомы нарушений можно наблюдать только под влиянием эмоционального стресса, связанного с соревновательной деятельностью.

Педагогу-психологу, работающему со спортсменами  рекомендуется:

1.                  Проводить психологическую подготовку коллектива к совместному взаимодействию.

2.                  Проводить психодиагностику, позволяющую определить сильные и слабые стороны методов обучения и то, насколько успешно выдерживаются заданные нагрузки. Это дает возможность разработать поправки к системе обучения, дать рекомендации частного и общего характера

3.                  Консультировать учащихся, их тренеров и родителей по индивидуальным              вопросам и вопросам, напрямую относящимся к спортивной деятельности.

4.                  Проводить общеобразовательные и консультационные занятия с учащимися и членами педагогического состава.

5.                  Проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения.

6.                  Подчеркнуть, какие последствия может иметь конфликт для выполнения спортивным коллективом поставленных перед ним задач.

7.                  Создать внутренние психические опоры. Этот прием применяется в  последних тренировочных микроциклах, он наиболее эффективен по отношению к чувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным спортсменам.

8.                  Моделировать неблагоприятные психические состояния в игре (рекомендуется применять за один – два дня до ответственной игры). После релаксации спортсмен мысленно проигрывает неблагоприятные ситуации, бывшие реально в других играх, лучше всего с тем соперником, с которым предстоит играть.

9.                  Тренер не должен использовать агрессию в качестве повышения авторитета. Спортсмен ждет репрессий, а надо поступить по-другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена - это проигрышный путь.

 

10.              Объяснять участникам конфликта внутреннюю логику развития конфликтных ситуаций.

 



Просмотров: 1265
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У юного спортсмена нет спортивной злости?
  • Психологическое сопровождение спортсменов и спортивной деятельности
  • Кто определяет готовность спортсмена к соревнованиям?
  • Психологическая подготовка спортсмена
  • Спортивная психология для спортсмена и тренера
  • Психологическая подготовка начинающего спортсмена
  • 7 качеств спортсмена-чемпиона
  • Психологические особенности подготовки юных спортсменов
  • «Как научить спортсмена принимать проигрыш?!»
  • Основы психологической подготовки к стартам юных спортсменов
  • Спортивный психолог: как преодолеть эмоциональную неустойчивость спортсмена
  • О влиянии родителей на мотивацию юного спортсмена
  • Роль родителей в формировании профессионального спортсмена
  • Внутренняя мотивация юного спортсмена. Откуда берется и как развивать?
  • Мама спортсмена
  • Проблемы психологии у спортсмена ватерполиста
  • Различия в подготовке спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин
  • Средства восстановления спортсмена в циклических видах спорта
  • История жизни спортсмена- регрессия с устранением подсознательного блока
  • Москвин В.А., Москвина Н.В. Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. - № 3. – 2009. – С. 54-59. - (Разрешена перепечатка, ссылка
  • Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.
  • развитие личностного потенциала у спортсменов
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Морально-волевая подготовка спортсменов
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Дневник для юных спортсменов
  • Семья спортсмена - особая семья
  • Проблемы применения психотехник при воздействии на спортсменов
  • История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь