|
Групповая психотерапия. Эссе на тему ...Автор статьи: Скилкова Ирина Валентиновна
Тема для эссе «Техники ведения группы: групп-аналитическая группа, психотерапевтическая группа, фокусированные группы, тематические группы» была выбрана мной не случайно, так как в 2015 году я завершила первый двухгодичный уровень практического обучения в международнойшколе группового психоанализа под руководством Алины Тимошкиной, а сейчас осваиваю теоретическийкурс и второй трехгодичный практический курс обучения. Эта тема предоставляет возможность рассмотреть основные отличия в технике и позиции ведущих аналитических, психотерапевтических, фокусированных и тематические групп, и это та тема, которая на данном этапе обучения мне наиболее интересна.Группанализ и групповая динамика – это волшебство, позволяющее каждому участнику группы достичь внутренней гармонии и эмоциональной стабильности в восприятии себя и окружающих. Этот метод совмещает преимущества групповой психотерапии и психоаналитических практик, и то и другое в групп-анализе работает одновременно и оказывает взаимно усиливающий эффект, а так же дополняется знаниями из таких областей как, теория систем, психология развития, социальные теории, социальная и семейная психология и др. Групповой анализ как метод групповой динамической психотерапии меня заинтересовал около пяти лет назад, и спустя год в 2013 году изучив все материалы доступные в тот период времени в интернете, я остановила свой выбор на Центре Психотерапии и Психоанализа А.А. Тимошкиной, чему безмерна рада. Участие в психоаналитической группе позволило мне на собственном опыте ощутить и прочувствовать, насколько психоаналитически ориентированная работа в группе экологична и насколько этотметод познания себя и других людей, глубок и комфортен. Также у меня была возможность убедиться как важна личность ведущего и техники, которые используются в работе с группой, где учитываются индивидуальные особенности каждого участника.Опираясь на собственный опыт, я могу говорить только об особенностях ведения групп аналитической группы и то, пока только с позиции участника, многие тонкости мне еще не доступны к пониманию и являются загадкой, которую мне очень хочется разгадать… Итак, постараюсь, руководствуясь своими знаниями, имеющимися у меня на данном этапе обучения в Международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов, реализуемой под патронатом COIRAG (Итальянской Конфедерации Группового Психоанализа), рассмотреть основные отличия в технике и позициях ведущего. Для этого рассмотрим для начала особенности групп: 1.Группаналитическая группа. В её основе лежит теория психоанализа, что позволяет участнику такой группы исследовать себя через различные взаимоотношения, начиная с периода детских взаимоотношений в своей первичной группе — родительской семье. Участие в группе — это возможность поговорить о себе, услышать о себе, услышать опыт другого и увидеть себя глазами других, быть в отношениях. Длительное пребывание в группе позволяет решить многие жизненно важные проблемы: личных, семейных и деловых отношений, профессиональной деятельности, справиться с тревогами и фобиями, преодолеть депрессию, наладить коммуникации, обрести понимание, стабильность, не чувствовать себя одиноким, стать более уверенным в себе. Позиция ведущего: до вступления в группу проводятся несколько интервью с ведущим группы. В некоторых случаях может потребоваться подготовка к группе в течение нескольких индивидуальных встреч с аналитиком. Ведущего психоаналитической группы часто называют дирижером. Если сравнить группу с оркестром, то задачей дирижера группы является помощь каждому участнику в исполнении его партии (то есть, выражении себя таким, какой он есть) и, в то же время, чтобы инструмент каждого члена группы гармонично звучал в общей мелодии (то есть, дать возможность человеку вписаться в общество). Ни дирижеру, ни членам группы заранее неизвестно, какой будет мелодия каждого и группы в целом. Ведущий способствует взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности. Остается анонимным, чтобы участники могли проецировать на него свои чувства. Обращает внимание участников на их сопротивление и реакции переноса, интерпретирует смысл такого поведения. Помогает участникам вернуться к «незавершенным ситуациям прошлого» и завершить их. Он также определяет нормы и правила группы. 2.Психотерапевтическая группа Психотерапевтические группы на основе различных теорий личности
Групповой психотерапевт, с точки зрения реализации целей и задач групповой психотерапии, является главной фигурой. Он привносит в психотерапевтический процесс свои индивидуальные черты, обусловленные его теоретической ориентацией, применяемыми психотерапевтическими техниками, опытом, а также собственными личностными особенностями. Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта, оказывают влияние на групповой процесс и результаты лечения. Среди личностных характеристик группового психотерапевта, традиционно рассматриваемых в качестве факторов, способствующих эффективности групповой психотерапии, чаще всего указывают следующие: открытая позиция психотерапевта в отношении пациентов, умение воспринимать отличные от своих взгляды, позиции, убеждения и суждения, отсутствие оценочного подхода, гибкость, терпимость, эмпатичность, аутентичность, уважение к другому, желание помочь, сердечность, умение создать доброжелательную и безопасную атмосферу в группе и ряд других. 3. Фокусированные группы. Метод фокус-группы (focus group) представляет собою обобщение фокусированного интервью. Разработку его начали еще в 1940-х гг. социологи и психологи Колумбийского университета (США), которые назвали его «групповым глубинным фокусированным интервью» (групповым — потому что интервьюируется не один, а сразу несколько человек; глубинным — так как он позволяет раскрыть глубинные, не всегда ясно осознаваемые установки и убеждения людей). Важнейшим фактором функционирования фокус-группы является коллективная социодинамика, групповое взаимодействие. Ключевым элементом в подготовке фокус-групп является составление плана, сценария заседания. В социологической практике используются также и другие его наименования: путеводитель, гайд (guide — руководство, пособие), вопросник.Беседа обычно записывается с помощью звуко- и видеоаппаратуры. После ее завершения исследователи анализируют полученный материал и извлекают из него выводы по интересующим их вопросам. Посреди комнаты должен стоять стол или несколько столов, составленных вместе. Идеальным вариантом будет наличие круглого стола. При наличии стола прямоугольной формы во главе должен сидеть модератор (ведущий) и/или его помощник. Стол необходим по нескольким причинам. Во-первых, по ходу Ф.-Г. участникам часто приходится что-то записывать, заполнять анкеты, рисовать, раскладывать стимульный материал (карточки с названиями или рисунками, фотографии и т.п.). Вторая причина менее очевидна, но не менее важна — несмотря на то, что проведение Ф.-Г. предполагает выражение участниками своего мнения, от них все же не требуется такой глубины внутреннего раскрытия, какая бывает, например, в ходе групповой психотерапии. Стол в данном случае создает своеобразную преграду, позволяющую участнику чувствовать себя в некоторой мере психологически защищенным. Ведущий фокус-групп, именуемый модератором является ключевой фигурой в фокус-групповом заседании. Буквальный перевод этого слова: регулирующий, умеряющий. Были попытки найти адекватное русское понятие, например, «председатель», «ведущий», но они не закрепились, поскольку не отражают специфику деятельности. Ведь в фокус-группе модератор не должен выступать в роли «начальника», руководителя дискуссии, а быть тем, кто способствует ее ходу. Обычно опытный модератор балансирует между активным участием и пассивным наблюдением.Вот некоторые характеристики модератора: он должен обладать высокой коммуникативностью, быстро достигать взаимопонимания с респондентами, уметь их слушать, четко ориентироваться в ходе обсуждения, быть восприимчивым, иметь хорошую память. Он обязан хорошо ориентироваться в дискутируемой теме, но не выглядеть всезнающим — иначе участники будут воспринимать его как эксперта. Его осведомленность не должна серьезно выходить за границы знаний, которыми обладают респонденты. 4. Тематические группы. Тематические психотерапевтические группы – это группы определенной направленности (тематики), в них собираются участники, которым необходима помощь в определенной сфере жизни. К таким группам относятся группы: для женщин, мужчин, подростков, снижения веса, освобождения отзависимостей (алкогольной, наркотической, игровой, любовной…),сексуальной направленности и другие. Техники ведения тематических групп разнообразны и разноплановы. Используются техники гештальт терапии, НЛП, психодрамы, трансактного анализа, телесно ориентированной терапии, такие как арт-терапия во всем её многообразии: рисуночная, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевальная, куклотерапия, ролевые игры,наблюдение, анализ ситуаций и т.д. в зависимости от школ и направлений, в которых работают ведущие тематических групп. Мне, как психоаналитически ориентированному психотерапевту, наиболее интересна работа и привлекательна позиция ведущего групп-аналитической группы.И вообще, я на личном опыте убедилась, что психоаналитически ориентированная групповая психотерапия – это то, что реально помогает преодолеть трудности и симптомы, продвинуться в личностном развитии, и стать более зрелым человеком.Она позволяет человеку стать более свободным, добавляет уйму разнообразных красок в познание мира и себя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|