Виды деструктивного (разрушающего) поведения

Автор статьи: Александра Бородина

Принято замечать, когда деструктивное поведение направлено во вне и выражается в действиях, разрушающих общественный порядок или наносит материальный ущерб. Вместе с тем, у него есть и иные векторы. В настоящей публикации представлена таблица с видами деструктивного поведения и целями, стоящими за ним. Материал подготовлен на основе статьи К.В. Злоказова1.

Деструктивное поведение – действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было –мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д.2.

 Классификация деструктивного поведения
по отношению к социальным объектам 

 

Интраперсональное

Интерперсональное

Метаперсональное

Уровень отношений

К самому себе и собственному телу, к себе

Межличностные отношения, к другим людям

Ролевое поведение человека в социальных структурах, к обществу

Виды

·         Пренебрежение человеком витальными и социальными потребностями: самозаражение, пренебрежение гигиеной, употребление психоактивных веществ.

·         Рискованное поведение: пренебрежение правилами безопасного обращения с техническими устройствами, скоростное вождение автомобиля.

·         Ориентация на изоляцию, понижение своего социального статуса через избегание общения с окружающими, публичное самообвинение и самокритику

Общая нацеленность на снижение самоуважения и обесценивание социальных качеств собеседника. Сопровождается пониманием связи между негативным воздействием на самоотношение партнера и повышением своего самоотношения. Говорящий обесценивает самомнение собеседника, повышая вместе с тем свое самоуважение.

·     Отказ от социальной роли - нежелание выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную,отбывание наказания и пр.

·         Слияние с социальной ролью. Внутри группы - моббинг, буллинг к отдельным участникам. Во внешнегрупповом плане - чувства ненависти и вражды к представителям других социальных групп.

Как проявляется

Самоуничтожение, самоповреждение (целенаправленное саморанение: уколы, шрамы, порезы), самоизменение (модификации тела, психического состояния)

Угроза, оскорбление, клевета или иной деструктивный акт, реализуется в манипуляции уровнем самоуважения собеседников

Межгрупповые конфликты, массовые беспорядки, отказы от приема пищи, неповиновение администрации и др.

 

Цель

В зависимости от формы проявления: нравиться себе и окружающим, избавиться от чувств тревоги и неуверенности

Стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия

Причинение вреда социальной структуре в случает отказа от роли и стремление защищать интересы социальной структуры во внутри- и внешне-групповом контекстах в случае слияния

Причины деструктивного поведения имеют корни в отклоняющейся, неудавшейся социализации (усвоении социальных ролей и правил). Первично - на уровне родительской семьи, вторично - на уровне групп, институтов и государственной системы в целом. 

Если вы читаете данную статью как родитель, переживающий за деструктивные действия ребенка, желаете помочь ему выровнять поведение, обратите внимание на внутрисемейное взаимодействие:

  • достаточно ли дома душевного тепла и принятия,
  • существует ли система понятных правил, которой придерживают все члены семьи;
  • принимаются ли во внимания желания, потребности и интересы ребенка;
  • каким образом разрешаются конфликты в доме;
  • как проходит совместный досуг;
  • какие ценности транслируются и формируются в семье;
  • каков круг общения ребенка вне дома, какие трудности он переживает в связи с нахождением в социальных группах и как их разрешает.

Чтобы лучше понять, как повлиять на ситуацию, обратитесь за консультацией к семейному или детскому психологу. 

  1. Злоказов К.В. Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления. Вестник Удмуртского университета, серия Философия. Психология. Педагогика, 2016. Т. 26, вып. 4. С. 67-73.
  2. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург. БезруковаВ.С..2000


Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Агрессивное поведение подростков в социальных сетях
  • Серотонин и ауто-деструктивное поведение
  • У моего ребенка агрессивное поведение... Или нет? Как развеять сомнения.
  • Внимание буллинг или как понять своего ребенка
  • Нежелательное поведение ребенка, или почему фее с волшебной палочкой лучше не вмешиваться
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • Как психологу быть социальным в социальных сетях
  • Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам
  • Как повлиять на поведение других: заметки бихевиористов
  • Реагируем на антисоциальное вызывающее поведение: Чувство безопасности внутри дома
  • Основы безопасного поведения ребенка: как не стать жертвой похищения
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • О психологических и социальных последствиях зависимого поведения.
  • Поведение ребенка, как метафора…
  • Организация групп взаимопомощи для зависимых в структуре центров социальных служб
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Как рассшифровать плохое поведение ребенка.
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Неадекватное поведение, как помочь человеку.
  • Как вернуть здоровое пищевое поведение? 8 действенных правил!
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как влиять на поведение ребенка. (родительский авторитет, продолжение)
  • Поведение в конфликте или как прекратить деструктив в споре
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Как подвести итоги уходящего года и не развалиться, или жестокость по отношению к себе
  • Как неадаптивное поведение ухудшает социальную тревожность
  • Родительские послания, аутоагрессия и компульсивное переедание или диетическое поведение как сценарий.
  • История про индейца и стрелу: как понимать поведение своего подростка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь