Анальный характер в проекциях на стимулы соматической серии и агрессивность

      Анальная стадия развития по Фрейду формируется в возрасте 1-3 года. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. 

      Согласно Беккеру (Becker,1973) на ассимилированный телесный образ, отображающий анальное понимание, ребенок реагирует следующим образом: “Самое странное и наихудшее из всех отверстий, которое имеет тело, размещено в нижней, тыльной,  находящееся вне поля зрения, части тела, из которого выделяются  запахи, если не сказать еще определеннее - воняющий субстрат, неприятный для каждого человека, включая детей”. Негативные чувства  и  беспокойство  относительно этого аспекта тела возникают у ребенка в раннем возрасте через анальную игру и, со временем, вытесняются из сознания.

     Факт, что анальное  беспокойство  является  универсальным, отражен  в  народном юморе, который касается непосредственно, или в символической форме этого аспекта функционирования тела.  В  некоторых  культурах  отрицание  и  вытеснение из сознания этого аспекта понимания тела, связаны с уникальными формами поведения. Например, всю жизнь представители племени Чагга (Chagga), живущие в  джунглях Африки у подножия горы Килиманджаро в Танзании носят анальный разъем, симулируя желание запечатать задний проход так, чтобы не нуждаться к дефекации (видимо из-за трудностей, вызванных добыванием пищи, аборигены таким образом символически изображают свою экономность в расходовании пищи). В Танзании  рассказывают и о другом легендарном “маленьком народе“, который “некогда жил на земле, да и сейчас ещё встречается“. Представители этого народа имели очень малый рост, но были чрезвычайно обидчивы, задиристы и жестоки. В качестве оружия они использовали копья. Если человеку, не знавшему обычаи этого племени, случалось встретить кого-то из этих карликов, то он немедленно подвергался допросу и главным был следующий вопрос: “С какого расстояния ты заметил нас, аборигенов?“ Человеку следовало отвечать, что он заметил карликов издалека, что позволяло им осознавать свою значительность. Если же человек искренне говорил: “Да я только что вас заметил!“ - то его сразу же протыкали копьями“. 

     Фрейд в своем эссе  “Характер и анальный эротизм” (Freud, 1908), первоначально предположил,  что личности с обостренным анальным пониманием имеют особые характерологические черты,  некоторые из которых,  связанны с различиями полов и агрессивностью. Он установил:  “Люди, которых я собираюсь  описывать,  примечательны комбинациями трех следующих характеристик: дисциплинированность, экономность и упрямство. Каждое из этих определений фактически составляет небольшую группу или ряд взаимосвязанных символичных черт.  “Дисциплинированность” вмещает в себя понятие  абсолютной чистоты,  а также совестливости и честности. Противоположной была бы характеристика “неопрятный” и “необязательный”. “Экономность”  может появляться у человека в преувеличенной форме жадности и настойчивости,  легко  переходящую  в “Упрямство”, в  котором соединены энергия и мстительность.

     Далее Фрейд предполагает,  что такие формы  поведения  представляют защиту против необычно сильной  “анальной эротичности”.  Он установил: ”Если собрать у людей их ранние детские поведенческие характеристики, то окажется, что эти люди длительное время  преодолевали  инфантильную  экскреторную несдержанность, и что даже в более позднем подростковом возрасте они страдали из-за эпизодических случаев отказа этой функции”.

     Фрейд предполагал, что дети в раннем возрасте могли произвольно отказываться освобождать кишечник (назло мамочке) даже тогда, когда  сидели на горшке, так как получали дополнительное удовольствие от самого процесса дефекации.  Со временем они закрепляли полученный опыт, превращая его в устойчивый набор черт, характерный для анального типа  характера. 

     Наличие подобных поведенческих признаков может свидетельствовать об имеющихся  проявлениях сексуальной конституции, в которой, исключительно сильно выражена эротичность анальной зоны. Но, в тех случаях, когда ни одна из этих синкретических слабостей не обнаруживается,  то это значит, что в ходе развития сознания у ребенка,  его  анальная зона потеряла для него эротическое значение.  Можно предположить,  что регулярность подкрепления и выраженность признаков из этой триады свойств  в характере людей  связана с возрастным исчезновением  анального эротизма у личности.

     Далее Фрейд предположил,  что имеется основное “архаичное” правило, символически связывающее деньги и фекалии. Он установил: “Всякий  раз,  когда  архаичные мысли существуют в форме древних фольклорных сказок и суеверий, не требующих глубокого аналитического осмысления, а также в сновидениях  - тогда деньги часто ассоциируются с грязью.  Мы  знаем,  что  золото,  которым дьявол одаривает своих  поклонников,  после его отъезда сразу же превращается в экскременты. Возможно, что контраст между  наиболее драгоценным веществом  и ничего не стоящим, которым все пренебрегают, подчеркивается в подобном сравнении его ненужность.   

     Размышления Фрейда о связи  анальных черт характера с агрессией стимулировали проведение многочисленных исследований, а также  создание произведений искусства, в  которых  обыгрывались эти ассоциации (Fisher and Greenberg, 1977).

       Кассель в своей книге “Символика тела и соматическая серия чернильных пятен” (Cassell, W. A., (1980) Body Symbolism and the Somatic Inkblot Series. Anchorage, Alaska, Aurora Publishing) приводит пример, когда молодой мужчина задержанный полицией за совершение кражи в церковном храме, ещё и нагадил там.  Следователь полиции сообщил, что, хотя о подобных фактах практически не пишут в газетах, воры-домушники, взломщики и грабители часто мочатся и испражняются в местах, совершения  своих преступлений.  Он указал, что со временем такое поведение закрепляется и становится ритуальным, но по существу, оно имеет отношение к извращенной форме сексуальности.  Сексуальная ориентация грабителя в данном примере была пассивно - гомосексуальной.  Он  участвовал  в  мазохистских сексуальных действиях с агрессивным человеком,  который совершая гомосексуальные действия,  причинял ему физическую боль и вызывал у него страдания.  Испытуемый был религиозным человеком, христианином, чьи чувства любви к Иисусу имели эротическую окраску и поэтому он имел высокую степень двойственного отношения и к религии и к себе, испытывая чувство вины, осознавая ненормальность своей жизни и поведения.

     Когда проводилось тестирование методикой  SIS, то  его напряженность “анально-генитальной зоны” как казалось, повлияла на его ответ на КАРТУ XIII Анальный характер в проекциях на стимулы соматической серии и агрессивность, которую он увидел, как “Эрегированный  пенис и задний проход”.  КАРТА XI была отмечена им как “Два черных человека, держащие камень”.  Символика здесь включается в образах людей, и в гомосексуальной  ассоциации с “камнем”, который  в замаскированной форме представляет фаллические и фекальные образы.

     КАРТА XII была отмечена им как “Два человека, склоненные над чем-то”. Этот образ может рассматриваться как отражение повышенного уровня анального понимания, соответствующего его гомосексуальной ориентацией.

     Оценивая КАРТУ IX ,  он повторно подчеркнул  генитальное её содержание и дал ответ “Уши”.  Можно предположить, что хотя его эротично-фаллические  образы  и  доминировали, он также имел повышенную сенсорную чувствительность и, поэтому, у него проявилось беспокойство, вызванное этим стимульным материалом. Его фаллическая и фекальная озабоченность была также отражена в ответе  “Бананы” на КАРТУ III .

     При оценке КАРТЫ I испытуемый показал повышенное понимание образов, позволяющих ему сформулировать нетипичный ответ: “Две девушки в купальных костюмах. Одна поддерживает другую”. 

     В остром контрасте, он вытеснил феминную структуру на Карте IV , создав ассоциативный образ “Змея” из библейского Райского Сада.  Аналогично,  он повторно вытеснил образ внешних женских гениталий на Карте XIV , дав ответ “Ворона”. В заключение,  в терминах женской сексуальной символики он дал ответ - “вишневый” на красную область в КАРТАХ III и VI .

     Религиозные ответы проецировались на Картах V и VIII . В содержании Карты V он увидел “Иисус и два младенца или ангела“. КАРТА VII была им  идентифицирована  как “Птица и что-то убитое”.  Можно предположить,  что “птица” представляла другой фаллический символ в его мазохистско -депрессивном поведении, а страх кастрации был отражением его примитивной  религиозной  защиты в следующей последовательности вербальной ассоциации:  “Распятие Христа, птица, и что-то убитое”. Длительное отношение к этой религиозной жертве привело его к проекции своей личности на Карту XVIII “Дьявол”.

     Другой пример. Шестнадцатилетний подросток, уличенный в систематической краже велосипедов у своих сверстников, которые он затем продавал за бесценок другим подросткам. Во время судебно-психологической экспертизы дал следующие ответы на телесно-ориентированную методику Касселя.

    Согласно представлениям Фрейда и в терминах телесно-ориентированной серии чернильных пятен Вилфреда Касселя такие ответы на стимулы свидетельствуют о анальном характере испытуемого.Так, в ответах испытуемого получены близкие по семантике персеверирующие анальные образы: «Таз, Унитаз, Задница, Бугры, Камни», которые упоминаются пять раз на Картах 10, 11,13, 17, 18; «Глаза, Уши» на Картах 5, 7, 9,14,16, 20 - шесть раз, что гово­рит о параноидальности испытуемого. Отсутствие ответов  с образами дви­жения также подчеркивает психиатрическую патологию.

     Результаты тестирования тестом ММРI дополняют общую психологическую характеристику акцентуированной личности. Испытуемый получил высокие балльные значения по следующим клини­ческим шкалам: шизофрения -109, паранойя - 96, психастения - 89, гипомания - 89, депрессия - 80, психопатия - 78.

     Дополнительное тестирование выявило следующие особенности характера: чувство агрессивности и враждебности превышает чувство обиды. Капризность и упрямство в поведении доминируют. Поведение слабо под­дается коррекции. Психопатическая акцентуация характера проявляется в нечувствительности к другим людям, в слабо выраженной потребности в понимании, помощи, теплых отношениях и поддержке со стороны значи­мых взрослых, в стремлении компенсировать свои личностные особеннос­ти враждебностью и агрессивностью, осложняющими общение со сверстниками и затрудняющие социальную адаптацию. Депрессия и психасте­ния у испытуемого проявляется в общем беспокойстве, тревожности, со­провождается повышенной утомляемостью, сниженной продуктивностью, низкой инициативностью, общей асоциальной направленностью поведения.

      В заключение можно  сказать, что Фрейд представлял анальный  характер полным враждебности, способным проявлять агрессивные импульсы  с садистскими или  мазохистскими наклонностями.  Он  также  указывал,  что для  индивида с анальным характером большую роль играют эротические аффективные  ассоциации, связанные с анальными образами. 

     В этой статье мы показали, как соматические ответы на проективные пятна могут быть  использованы для исследования определенных клинических аспектов враждебности и агрессивности у анального типа личности и какие возможности имеются у проективной методики Вилфреда Касселя (SIS) для углубленного аналитического  изучения  особенностей личности. 



Просмотров: 317
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Что говорит одежда человека о его характере?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что такое Материнство? Что определяет его готовность?
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • История о мальчике, который думал, что мама его не любит
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Что такое тест Рошарха и когда его применяют
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Легко говорить, что откажешься от богатства, если его не имеешь!
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь