Тревожный ребёнок. Как помочь?

В современной психологии различают тревогу как эмоциональное состояние и тревожность как устойчивое свойство, личности или темперамента.

Тревожность - это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющее отрицательную эмоциональную окраску, но при этом, в отличии от страха, который конкретен, тревога не имеет конкретного предмета.

В норме тревожность присутствует у каждого человека и даже помогает ему лучше справляться с делами, но излишняя тревожность только мешает общению, обучению и труду, делает медлительным и боязливым.

Вот как может проявляться тревожность в дошкольном возрасте:

-  частые проявления беспокойства и тревоги, а также большим количеством необоснованных страхов.

- низкая самооценка, в связи с чем у детей возникает ожидание каких-либо негативных реакций со стороны окружающих.

- такие дети очень чувствительны к своим неудачам, болезненно реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

- имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Это оказывает на них успокаивающее воздействие.

- Рисунки тревожных детей отличаются обилием штриховки, мелкими размерами, сильным нажимом. Нередко тревожнее дети излишнее внимание уделяют деталям.

- можно наблюдать большую разницу между поведением ребёнка на занятии и в свободной игре. На занятии он зажат, редко отвечает на вопросы и практически никогда не высказывается сам, в другое время может быть наоборот общительным и подвижным.

Как помочь тревожному ребёнку?

Прежде сего усилия надо распределить по трём направлениям:

1) Повышение самооценки. Важно обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей и взрослых. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь, также ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Такую похвалу можно облечь в наглядную форму, например, оформить стенд или альбом с достижениями ребёнка. Для повышения самооценки очень полезна организация игр, таких как «комплементы», «я дарю тебе», «ветер дует на того…», и т.д. о них я расскажу позднее.

2) Обучение детей умению управлять своим поведением. Важно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы (сложности, страха), можно предложить ребёнку нарисовать свой страх, а затем обсудить рисунок. Категорически не допускается сравнивать детей друг с другом, травмирующим событием для тревожного ребёнка может стать даже простая эстафета в детском саду. Стоит так же отказаться от любых заданий, где нужно проявить скорость. Достижения ребенка можно сравнивать с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

Кроме рисунков выразить тревогу и страх поможет совместное со взрослым сочинение сказок и историй. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

3) Снятие мышечного напряжения. состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица, можно использовать аквагрим. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Как можно кричать на детей? Советы и размышления для взрослых
  • Тревожность как „прошивка“ … которую можно перепрошить
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Устать от детей. Как можно??!!
  • Детей можно просто любить
  • Что скрывается за отказом мужчины иметь детей и как можно изменить ситуацию. (практика) Часть 2.
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Как мы теряем наших детей – 2. И можно ли их снова найти?
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.2
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.1
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста
  • Как улучшить работоспособность, внимание и концентрацию. Простые упражнения для взрослых и детей.
  • Рисуночные тесты. Что в них можно увидеть и как ними работать
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • История успеха. Как можно оказывать влияние даже при отсутствии связей и ресурсов.
  • Бить или не Бить? Вот в чем вопрос… или Повествование о том, можно ли бить детей
  • сравнивать или не сравнивать детей - вот в чем вопрос
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Регресс, его проявления у детей и взрослых.
  • Как работают семейные сценарии и можно ли из них выйти?
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • Посторонним вход разрешен! : что можно узнать о человеке по его общению в социальных сетях.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь